понедельник, 27 января 2014 г.

Рыцари XXI века


Материал за: 15 января 2014 года.

Это помещение меня поразило тем, что здесь словно соседствовали разные эпохи. На столе стоял компьютер, рядом лежали портфели и сумки, а блики яркого электрического света отражались на вещах, привычных для совсем иных времен: на стали клинков и металлических наплечниках, кольчугах, шлемах. Да и здешняя люстра совсем как в замках средневековых феодалов представляла собой висящий на цепях деревянный круг. Только вместо свечей в ней пылали энергосберегающие лампочки. На стенах - щиты. Нет, это не музей, а бишкекский клуб исторического фехтования и исторической реконструкции "Гвардия". Существует такой при столичном центре творчества школьников "Кыргызстан балдары".

Пожалуй, каждый мальчишка в детстве собирал солдатиков, засматривался фильмами и зачитывался романами о рыцарях. Впрочем, что говорить о детстве, романтика и интерес к прошлому у многих не проходят с годами. Посмотрите, сколь популярен сегодня среди молодых людей стиль фэнтези в литературе и кино. Сколько поклонников ролевых игр, где почитатели средневековья облачаются в костюмы, приближенные к исторической эпохе, и разыгрывают батальные сцены.

По словам руководителя клуба Николая Потрясова, идея "Гвардии" отличается от цели проведения ролевых игр. Прежде всего тем, что увлечение доспехами для здешних парней и даже девушек намного серьезней, чем обычное развлечение. Здесь не просто размахивают мечами и надевают боевое облачение, какое можно в наше время увидеть только в музеях да в кино. Здесь постигают науку средневекового фехтования, изучают историю оружия и навыки его изготовления, воссоздания. Правда, мечей не куют. 


С этим несколько проще: приобретают инструментальную сталь и из нее изготавливают клинки. Лезвия не затачивают, а делают овальными, чтобы избежать травматизма. Но вот форма, ширина, длина клинка, размеры эфеса и вес — все, как у настоящих. Чтобы соблюсти традиции и оставаться верными правде, читают специальную литературу на сайтах. Благо, сейчас это поветрие весьма распространено в мире и информация доступна. С такой же скрупулезностью и тщательностью современные "оружейники" из клуба "Гвардия" подходят и к созданию лат. У каждого, кто глубоко интересуется исторической реконструкцией и умением бить клинком, имеется своя броня. Образец выбирают себе по велению души и сердца, а наследие средневековых мастеров весьма и весьма разнообразно: тут и металлические бригантины — на тканевой основе, и кирасы, и кольчуги. Н. Потрясов показал свою экипировку: ламелляр восточного образца XIII-XIV века. Это броня из металлических пластин, сплетенных между собой кожаными шнурами. Исторический аналог такого средневекового "бронежилета" хранится в одном из краеведческих музеев Урала. Подобные изделия бронников были распространены у кочевников Великой степи. Бытовали и среди батыров, проживавших на территории нынешнего Кыргызстана. По параметрам археологической находки, сделанной на Урале, Николай смастерил свой защитный панцирь. Весит ламелляр 20 килограммов и состоит из 350 пластин. Чтобы его изготовить, потребовалось немало терпения для выточки деталей и сноровки, чтобы правильно собрать доспех, сделать его гибким, удобным для фехтования. Моему собеседнику пришлось собирать несколько раз, пока не добился желаемого результата. И это не удивительно, ведь мастерство средневековых оружейников считалось одним из самых сложных. 

Чтобы показать, как же смотрелся ламелляр на воинах степи, создатель рядится в него. Сначала на тело надевали так называемый поддоспешный простеганный халат, а затем уже и саму броню. Такое снаряжение защищает не только верхнюю часть тела, к нему на кожаных ремнях прикрепляется подол из металлических пластин, прикрывающий бедра, а также на плечи привязываются оплечья. Куполообразный восточный шлем дополнил образ. И вот точная историческая реконструкция. 

На вопрос, почему же выбрал для себя именно такую броню, Николай ответил:

- Мы живем в Кыргызстане, а этот доспех как раз представляет вооружение кочевников, поэтому для меня было интересно реконструировать его как наследие предков.

Вещи имеют свою энергетику. Надевая тот или иной наряд, мы начинаем меняться в чем-то и сами. Это люди, увлеченные исторической реконструкцией воинского облегчения, прекрасно знают по собственному опыту. Вот и я решил примерить хоть частично что-нибудь из рыцарского костюма. Для этого мне предложили одеть топхельм. Это шлем, как у тевтонских рыцарей. Сначала на голову мне надели подшлемник, сшитый из толстой мягкой ткани, а затем водрузили трехкилограммовое "ведерко". И взгляд через прорези средневекового головного убора, и дыхание в металлические стенки, и тяжесть, и ощущение неподвижности головы дали яркое и живое представление о том, каково было ратникам. 

В среднем вес лат, щита и оружия доходит до 25 и более килограммов. И для того чтобы не просто двигаться в железном панцире, но еще и сражаться, нужна очень хорошая физическая форма. Привыкнуть к тяжести брони — дело времени, говорят поклонники исторического фехтования. "Только после пятой тренировки в доспехах начинаешь нормально дышать", — признался Илья, один из членов клуба. А для того чтобы выработать привычку, нужны тренировки. В "Гвардии" проводят несколько их видов. Среди них укрепление физической подготовки, упражнения на координацию движений в броне и единоборство с холодным оружием. Отражать и наносить удары мечами учатся опять же по специальному видео в Интернете, по книгам и, главное, на собственном опыте. В прошлом году приезжала сборная из Казахстана, в которой состоят более опытные бойцы, они показали нашим ратникам на практике мастерство обхождения с щитом и мечом. А бои на соревнованиях по историческому фехтованию ведутся серьезные, и послаблений здесь не бывает, зазевался — получи удар по шлему. Это своего рода спорт. Сражения ведутся как один на один, так и командами по 5 и по 21 человеку. Схватки отслеживает судья. Цель — отправить противника в нокаут или свалить с ног, если же это не удается никому сделать, то победа, как в боксе и других силовых единоборствах, определяется по очкам. А если игра командная — бугурт, то тут главное — повалить на землю команду противника. Поэтому без травматизма не обходится, но по глазам собеседников из клуба "Гвардия" я понял, что ссадинами, шишками и синяками их не испугать. Напротив, как утверждают парни, после участия в пеших ристалищах начисто улетучивается чувство страха. Правда, не всегда любящие папы и мамы поддерживают такое увлечение чад, хотя один из ребят с гордостью похвалился тем, что дома не возражают против его хобби. И по взгляду паренька было видно, как важна для него поддержка близких.

В клубе исторического фехтования и реконструкции сформировали свою сборную, которая планирует отправиться этим летом на чемпионат мира по историческому средневековому бою "Битва наций" в Хорватию. Это 5-й чемпионат, куда приезжают команды поклонников рыцарских ристалищ со всей планеты, чтобы скрестить клинки и преломить копья. К чемпионату специально создадут походный лагерь, арены для сражений и трибуны для зрителей. Для нашей молодой команды будет интересно и посмотреть, и самим поучаствовать в поединках. Так что пожелаем ребятам успехов и побед.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий