В минувшее воскресение (а точнее в ночь с 18 на 19 января) православные всего мира отмечали один из главных своих праздников – Крещение Господне или Богоявление, который торжественно отмечается, начиная с апостольских времен, и почитается одним из величайших событий в истории человечества.
И, конечно же, самое активное участие в его подготовке и проведении всегда (за исключением Советского периода) принимали, принимают и будут принимать казаки – воины-защитники Веры Православной.
Так было и на сей раз. Казаки Семиреченского Казачьего Войска (СмКВ) с легкой душой и радостью оказывали необходимую и разностороннюю помощь Православным Храмам и Приходам – чистили и готовили Иорданы (место, где освящается, а затем набирается святая вода),
несли службу по обеспечению порядка и безопасности прихожан,
и, конечно же, готовили (вырубали) на реках и озерах ледяные купели (Иордании), куда после окончания церковных служб, Крестного хода к купелям и освящения их богослужителями приходили люди для того, чтобы завершить этот обряд.
Для Святой православной церкви крещение Иисуса Христа является одним из великих праздников. Он также называется праздником Богоявления, так как при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог-Сын в лице Христа; Бог-Отец, свидетельствующий о Нем голосом с Небес; и Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя.
Кстати, само слово «крещение» произошло от греческого слова «погружение», которое впервые встречается в Священном писании в связи с именем Иоанна Крестителя. Иудеи, приходившие к нему, смывали с себя («топили») грязь греха, погружаясь в воды реки Иордан, дабы предстать перед Мессией чистыми и обновлёнными. Вода – это символ жизни, очищения, а крещение – одно из первых семи христианских таинств, которое признаётся всеми христианскими вероисповеданиями. После праздничной литургии совершались, и сейчас совершаются, крестные ходы на реки и водоемы, уже освящённые самим Духом Святым.
Поэтому казаки Пишпекской, Лебединовской, Ново-Покровской и Кантской станиц на Сходах приняли решение подготовить две купели и все необходимое для проведения этого Праздника на одном из озер Ново-Покровки.
Купели так же были организованы в с. Беловодское, Сосновка, в г. Пржевальск, Чолпон-Ата, а так же в станицах Семиреченского казачьего войска Республики Казахстан.
А у них как? Сказано – сделано! Ибо одна из казачьих заповедей гласит: «ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО!». («Казак! Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное да неспроста слушано. Стойкость чести в слове»).
Браты-казаки вырубили купели, оснастили их лестницам и перилами для схода и подъема, подготовили теплые помещения, чтобы можно было греться, а также, естественно(!), угощения для прихожан!
На этот раз к столу подавались плов из баранины, тушеная картошка, шорпо, салаты и хлеб, сотни литров горячего чая на выбор – кому зеленый, кому черный и целебный из трав – а к нему и сладости разнообразные. Все бесплатно! Подходите, люди добрые и православные, угощайтесь, не стесняйтесь!
И, кстати, никто и не стеснялся вовсе! Дух Торжества, Доброты и Единства царил вокруг Иорданий и казаков!
Пока одни из них зорко следили и обеспечивали безопасность всех желающих нырнуть, как и положено, трижды с головой в купель, другие казаки показывали удаль да мастерство владением шашкой, устроили состязания по поднятию гири и армреслингу, в которых мог принять любой желающий.
Люди праздновали с азартом и от души! У купели ждали своей очереди от мала до велика. В воду заходили даже с совсем крохотными детками. У новичков на лицах читались интерес и некоторый опасение перед студеной водой, а у бывалых – радостное предвкушение!
Полностью погружаясь в воду, человек зримо свидетельствовал свое искреннее желание «получить гражданство» в том удивительном Царстве, споры о котором не умолкают до сего дня. Основное условие вхождения в него – «покаяние» и «очищение», «новое восприятие» т. е. «перемена сознания».
И действительно, у каждого, кто проходил через обряд очищения, по выходу из воды лица светились искренним и не подделанным восторгом! После этого тело как будто наполняется Светом и Силой! Даже – как заново! Но такое словами точно не передашь. Это можно понять, только испытав самому!
К тому же, общеизвестно, что в день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует телесные болезни, и даже может излечиться от старых болячек.
А тем, кто интересуется этим посерьезнее, можно сказать, что особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
Святую воду принято употреблять с особой молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Но также нужно и предупредить, что не всякому она поможет! Как говорил, Архимандрит Амвросий (Ермаков) в одном из своих интервью, цитируя Святителя Феофана Затворника: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Иначе говоря, чтобы святая вода принесла человеку пользу, надо заботиться о чистоте его души, о высоком достоинстве помыслов и поступков.
Праздник продолжался до темна.
Но и на этот случай у казаков было все готово – припасен запас для хорошего и жаркого костра! Так и помогают казачки Православному народу очистить свой Дух и закалить тело!
И сегодня можно уже с уверенностью говорить, что все благие дела казаков Семиречья не проходят понапрасну и не остаются незамеченными! Тому подтверждением служит, что регулярно войско казачье пополняется новыми казаками и кадетами. Вот и в эту субботу 25 января в ст. Молдавановская (с. Ленинское) состоится очередное торжество – верстание новых казаков! И уже новые люди будут говорить с гордостью и честью «Слава Богу, что мы – казаки!».
Д. Кубанский
Фото. Д. Виноградов
Комментариев нет:
Отправить комментарий