19 января, утром в Свято-Воскресенском кафедральном соборе Бишкека, равно как и во всех храмах республики, прошла праздничная Божественная литургия, по окончании которой , состоялся Крестный ход из собора до водосвятной башни, находящейся на территории собора. Торжественное Богослужение возглавил Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий. О начале праздничных мероприятий, проходящих на Крещенский сочельник и Крещение Господне (18 и 19 января), сообщает пресс-служба Бишкекской и Кыргызстанской епархии.
В 08.00 утра прошло праздничное богослужение (оно состоялось по адресу: село Сосновка, ул. Фрунзе, 80, храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского), которое так же возглавил Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий.
По окончании литургии состоялся традиционный Крестный ход на реку Кара-Балта, которая находится в 1 тыс. 200 метрах от храма. Уже третий год как эту реку православные окрестили Кыргызским Иорданом. На реке был отслужен торжественный молебен на Великое освящение воды.
Для всех желающих принять участие в обряде Крещенских купаний была установлена специальная большая шестиметровая купель из дерева и палатки для переодевания. Также были накрыты столы с угощениями, выпечкой и горячим чаем.
Крещение Господне празднуется Православной Церковью как один из великих праздников. Этот праздник также называется Богоявлением.
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник Крещения по древней традиции после праздничной литургии совершаются крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением великого чина освящения воды.
19 января православные верующие вспоминают крещение Иисуса Христа в реке Иордан, с которого началось его служение человечеству. Слово "крещу" дословно в переводе с греческого означает "погружаю в воду". Крестил Христа пророк Иоанн.
По преданию, когда Иисус вышел из воды, на него в виде голубя сошел святой дух, а голос с небес свидетельствовал о нем как о сыне Божьем. Отсюда и второе название праздника - Богоявление, поскольку, убеждены верующие, именно так людям явился Бог в трех лицах: Отца, говорившего с небес, сына - Христа и Святого духа в виде голубя.
Предшествует празднику крещенский сочельник, когда верующие постом и молитвой готовят себя к предстоящему торжеству. Великое освящение воды совершается в сам праздник и накануне в храмах и на водоемах.
Считается, что крещенская вода помогает при болезнях, ею окропляют жилище. По словам верующих, освященная вода может годами оставаться свежей.
Вода, освящённая в дни Крещения, - это одна из величайших святынь на свете. Она не подвержена присущим обычной воде процессам распада и гниения. Крещенская вода, откуда бы она при освящении ни была взята - из обычного городского водопровода или из речки, будет стоять нерушимая по своим физическим свойствам на протяжении года, а то и большего времени. И каждый хранящий эту великую святыню (святыня по-гречески - «агиасма») может употреблять её «во здравие души и тела». Крещенская вода есть одно из свидетельств (наряду со множеством других) неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь, на земле, причастна Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: «Побеждается естества чин».
Великая агиасма
И это дивное свидетельство чудесности крещенской воды невозможно (как бы ни хотелось некоторым) объяснить никакими рациональными причинами. В годы гонений на Церковь среди скептиков бытовало мнение, что священнослужители опускают в воду серебряные кресты, и вода не портится благодаря ионам серебра. По этому поводу среди священников даже ходил анекдот-загадка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освящённой крещенской воды, если освящение происходило на Волге, в месте, где скорость течения пять километров в час, а крест, которым батюшка освящал воду, был деревянный?» Конечно же, здесь дело не в ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с давно уже не серебряных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы водопроводную воду и никакие частицы драгоценных металлов не преобразили бы на Крещение воду в освящённых источниках, в больших и малых реках и озёрах. Какие естественные причины могут делать эту воду сохранной и врачующей душу и тело на протяжении длительного времени? Только благодать Божия, благодать Святого Духа.
Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые люди ошибочно полагают, что вода, освящённая в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один и тот же чин.
По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу возле икон и употребляют натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила.
«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает», а больным благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час.
При различных греховных влечениях, стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочих необъяснимых душевных состояниях нужно также кропить себя святой водой.
Если святая вода дома протухла, это значит, что её обладатель ведёт неблаговидный образ жизни. Такую воду необходимо вылить в реку (или хотя-бы куда-нибудь на землю, в приличное место - под дерево в саду, в кусты и т. п.)
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий