четверг, 26 декабря 2013 г.

Геннадий Баженов: Возрождение Семиреченского Казачьего Войска



В гостях у редакции информационно-аналитического портала RUS.kg побывал атаман Семиреченского казачьего войска Геннадий Иванович Баженов, который рассказал нам о современных казаках Кыргызстана и о новой структуре Семиреченского казачьего войска.

Досье «rus.kg»:
Баженов Геннадий Иванович родился в 1951 году. Родовой казак из сибирских казаков, казачий полковник. Образование высшее военное. Закончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище. В казачьем движении с начала возрождения. Был атаманом Бишкекской станицы, товарищем атамана «Союза казаков Семиречья в Киргизии» (СКСК). В ноябре 2010 года на войсковом круге избран войсковым атаманом СКСК. В мае 2011 года стал наказным атаманом Семиреченского казачьего войска. 



Геннадий Иванович, в конце августа текущего года Вами получено свидетельство о Государственной Регистрации Объединения Юридических Лиц «Международная Ассоциация «Семиреченское казачье войско». Какие дополнительные возможности и обязательства оно вам дает? Чем новая структура отличается от предыдущей? 



- Семиреченское казачье войско (СКВ) имеет статус Международной ассоциации юридических лиц и является объединением общественных казачьих организаций Киргизии и Казахстана. Учредителями СКВ являются ОО «Союз казаков Семиречья в Киргизии», ОФ «Центр Культуры Семиреченских казаков», ЧФ «Фонд российских соотечественников и казачества».

Первая организация из перечисленных действует в Киргизии и является наиболее крупным по численности объединением казаков. Остальные организации находятся в Южном Казахстане. Штаб-квартира размещается в столице Киргизии – городе Бишкек. СКВ является структурным подразделением «Союза казаков России», в создании которого Семиреченские казаки на начальном этапе возрождения казачества принимали самое деятельное и активное участие.

Казачество в Семиречье заявило о себе в 1989 году с момента создания Союза казаков России. Вначале возрождение Семиреченского казачества проходило как единое целое. Но с распадом СССР и появлением новых независимых Государств (Киргизия и Казахстан), процесс возрождения пошел параллельно. 12 мая 1993 года была проведена юридическая регистрация казачьей организации в Киргизии «Казачий культурно-экономический центр». Атаманом был избран родовой казак, кандидат сельскохозяйственных наук Бучнев Михаил Иванович. 

Несмотря на все наши усилия, мы так и не смогли ранее включить в официальное название казачьей общины историческое имя «Семиреченское казачье войско». 

Несмотря на это, сами казаки считали себя войском и стремились наладить казачью жизнь по примеру своих дедов и прадедов. Это единственная организация, где при вступлении приносится присяга на Святом Евангелии с целованием Креста и Освященного Знамени. Сегодня мы вернули себе историческое название.

В Кыргызстане сейчас пять округов: Исык-Кульский, Токмакский, Центральный Беловодский и Западный, которые объединяют 33 станицы. Наша организация объединяет порядка 12000 казачьих семей, из них 1800 активных казаков, проживающих в Киргизии. 

Современный казак, что это такое в Вашем понимании?

- В царские времена в России казачество имело статус самостоятельного сословия. Сегодня это общность людей, которые стараются сохранить и возродить лучшие обычаи и традиции своих предков.

Любовь к воинскому порядку у них в генах заложена. Потому и живут по Уставу, сохраняя при этом и нормы казачьей демократии (выборность атаманов, полное равенство на кругах, обращение друг к другу «брат казак» и «братья казаки» и по имени-отчеству), а также свободолюбивый дух, обостренное чувство справедливости и чувство собственного достоинства. Лампасы на брюках (шароварах) издревле означали, что казак – свободный человек и ни перед кем, кроме Господа Бога шапку не «ломает». Но Уставы казаки уважают и соблюдают, и в повседневной жизни выбранным атаманам подчиняются беспрекословно.

Лучше всего сущность казачества передает Кодекс чести казака:

«Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки – ветвь русского народа со своей культурой, историей и памятью.

В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле, Вере Православной, своему народу и Государству Российскому.

Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ И НАРОДОПРАВСТВО».

Каково ваше участие в политической жизни Кыргызстана? 

- У нас не политическая организация, а общественная. Как избиратели, мы активно участвуем в выборах и поддерживаем тех, кто отстаивает и интересы казачества. Как правило, не вступаем в политические партии. 

В общественной жизни своих станиц казаки принимают самое активное участие. Поддерживаем тесную связь со всеми национально-культурными центрами.

Что из себя представляет экономическая составляющая Семиречинского казачьего войска?

- Основная часть казаков занимается сельским хозяйством, у них есть земля, некоторые объединились для совместного ведения хозяйства. 

У казаков есть частные предприятия, но Семиреченское войско в Кыргызстане не входит в учредители какого-нибудь коммерческого предприятия. 

Известно, что у казаков особое, теплое отношение к Церкви. Расскажите о духовной жизни казачества.

- Если казачий народ представить в виде кряжистого дуба, то его корневой системой, питающей все дерево, является Православная Вера, тот духовный облик, который заложен в ее догматах и то нравственное и этическое поведение, которое из них вытекает.

Возрождение казачества дало мощный импульс возвращения людей к вере, восстановлению и строительству Православных храмов в Киргизи.

Геннадий Иванович, по нашим сведениям в Тюпском районе Иссык-Кульской области недавно был уничтожен Поклонный Крест. Что Вы можете об этом рассказать?

- Поклонный Крест был установлен на месте сожженого во время восстания в 1916 г. православного монастыря в окрестностях с. Тюп на озере Иссык-Куль весной этого года. В древности на этом месте был монастырь армянской апостольской церкви. А вот недавного его уничтожили. 



Я информировал об этом факте Посольство России и представительство Россотрудничества.

Я считаю, что это кощунство и варварство. Казачество всегда выступало защитником Православной Веры и этот факт надругательства над нашими духовными ценностями не останется без последствий. 

Когда видишь вас в казачьей форме, слышишь ваши непривычные не казачьему слуху речевые обороты, создается впечатление, что вы гости из другого мира: все это только образ жизни или осознанное воспитание с привитием традиционных особенностей? Расскажите о казачьей культуре.

- То, что существует особая казачья культура, - неоспоримый факт. У казаков свои песни, свои неповторимые танцы, свои обычаи и традиции. За годы советской власти было предано забвению все, что так или иначе было связано со словом «казак». 

Стоило начаться возрождению Казачества и казачий народ возродился из пепла как сказочная птица феникс. В Киргизии, как и в России, начали возрождаться станицы, казаки вновь стали носить традиционную казачью справу, возрождать казачий уклад.

Казаки пели песни всегда и везде. Станичные казачьи хоры всегда славились самобытностью и большим репертуаром. С выступления на первомайском празднике в селе Беловодском в 1996 году начал свое триумфальное шествие казачий хор станицы Пишпекской, ныне народный ансамбль «Казачья песня» под управлением художественного руководителя есаула Белкина Владимира Владимировича. Этот самодеятельный коллектив стал первой ласточкой возрожденного казачества Семиречья. 



В том же году и начал создаваться и станичный казачий хор казаков села Беловодского, но организационно оформиться сумел только через три года. Сегодня этот народный хор «Станица» призер практически всех фестивалей и конкурсов Киргизии.

Есть свои хоры и в других казачьих общинах, но коллективы не столь именитые и известные как вышеназванные.

Большое внимание в станицах уделяется военно-патриотическому и физическому воспитанию молодежи. В каждой станице действуют женские клубы "Казачка".

Особо хотелось отметить возрождение казачьих ритуалов. Только у казаков существует неповторимый ритуал верстания в казаки, прибивания знамени к древку, свой особый порядок ведения казачьих Кругов и сходов. Да и приветствия казаков, присущие только им. Где бы можно услышать вместо привычного «Здравствуйте» казачье «Здорово ночевали», «Здорово дневали» и ответное «Слава Богу». Да и ответное дружеское объятие и обращение друг к другу со словом «брат» дорогого стоит.

Нормой становится венчание казачьих семей, крещение казачат, отпевание родителей, освящение куреней, транспорта, полей. Все чаще можно увидеть казаков в Храмах на церковных службах, привычными становятся исповедь и причастие казаков. 

С молитвы начинаются и оканчиваются Круги, Атаманские правления, сходы. 

Геннадий Иванович, большое спасибо Вам за содержательный рассказ. Желаем Вам и Семиреченскому казачьему войску успехов и процветания.

Бишкек, "rus.kg", Маргарита Князева

Комментариев нет:

Отправить комментарий