воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Милостью Божьей учитель


Дети часто ошибаются в произношении. Иногда это забавно, иногда досадно, но некоторые буквы как-то не хотят произноситься. Я помню случай из своей учительской работы. Провожу родительское собрание. Маленький мальчик, который пришел с мамой, попросился выйти. Через минуту заходит в класс и объясняет: "Фуражку забыл!". А так как вместо буквы "ф" он произнес букву "х", а вместо буквы "р" букву "я", то получилось совсем неприлично. Класс грохнул смехом. Бедный мальчонка ничего не понял.


Сколько детей не произносит букв, путает слоги, сколько их с бедным словарем, как многие выражаются аграмматически, что затрудняет овладение ими правильной речью и влечет за собой общую неуспеваемость. Да разве только буквы! Логопед работает над пополнением лексики, над грамматическим оформлением. Над усвоением ребенком словосочетаний, над овладением связью слов в предложении, над развитием и совершенствованием связной устной речи.


Столичной гимназии-комплексу №70 повезло: у нас логопедом работает учитель высшей категории Виноградова Наталья Валерьевна. Это высококлассный дипломированный специалист. Выполняя работу логопеда, она ведет один из начальных классов. Я присутствовала на двух уроках в ее 3-м классе и на двух по логопедии. Честно скажу, если бы можно было, я бы не уходила с ее уроков, все бы любовалась ею, как учителем, все бы слушала ее ребят. У ее учащихся - развитая, грамотная речь, прочные знания, моментальная реакция. Они думают, размышляют. В этом классе не встают при ответах - жаль времени, просто поднимают руки и говорят. Учитель умело дирижирует, управляет классом, давая ученику возможность высказать самостоятельно мнение. За урок я не услышала ни одного порицания, учитель только поощрял, ставил задачу, умело вел ребят к ее решению.
На одном из уроков тема была "Единицы измерения времени". Урок начался с вопроса: "Ребята, что такое время?". Руки потянулись сейчас же. Тут было все: и временное, и философское понимание, и недопонимание, но в обсуждении участвовал весь класс. Один мальчик в ответ на этот вопрос грустно вздохнул и сказал: "... оно проходит!". Я удивилась грамотности речи учащихся - видны каждодневная тренировка, работа учителя.
Школьный кабинет для логопеда оборудован с полным знанием дела: стол для занятий, зеркало, компьютер, книги, картины, муляжи, игрушки - все это учитель сделал сам.
Наталья Валерьевна объясняет мне: "Учащихся с речевым недоразвитием, имеющих отклонения, я условно делю на три группы. Первая - учащиеся с отклонениями в речевом развитии, касающимися фонетических дефектов. Среди этих ребят неуспевающих практически нет. Вторая группа - с отклонениями не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Среди них часто встречаются неуспевающие по русскому языку и другим предметам. А третья группа - это ребята с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Эти ребята испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, стойко не успевают.
Свою работу Наталья Виноградова начинает с диагностики и определения дефекта. Формирует группы, выбирает стратегию урока. Развивая речь, ликвидирует нарушения, корректирует двигательную, дыхательную и другие сферы детского организма. Педагог закрепляет неречевые и речевые навыки, тренирует память и внимание. Ну и, конечно, компьютерные технологии...

Наша Наталья Валерьевна постоянно взаимодействует с учителями, врачами, психолога-
ми, что позволяет ей успешно проводить профилактику и оздоровление. Она проводит консультации, открытые занятия, участвует в семинарах. Ею разработаны программа по экологическим играм, электронный учебник по развитию речи и логического мышления младших школьников...
- Это учитель XXI века, знающая, умелая, толерантная, - говорит о ней заместитель директора школы Ольга Анатольевна Шугальская.
А я думаю: какое счастье, что Наталья Валерьевна не только учитель нашей гимназии-комплекса № 70, но и старший преподаватель, магистрант КГУ им. И. Арабаева. Скольким студентам передаст она свой опыт, свою любовь к этой профессии!
Зоя АНДРЕЕВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий