четверг, 26 декабря 2013 г.

Возрождение казачества как формы объединения русскоязычной диаспоры Кыргызстана (часть 1)

Пошел второй год со дня проведения последнего киргизского референдума. Напомню, что основным вопросом был тогда переход Киргизстана к парламентаризму. Что можно сказать, оглядываясь назад? В социальном плане добра осталось немного, а то, что еще есть, рискует затеряться в лабиринте времен. Бесконечные игры старых приверженцев теории национального государства на практике привели его к рецидивам этнического безумия, отголоски которого еще долго будут бередить незаживающие раны. Пока власти с сатанинским удовольствием спорили, какой род главнее и чье же племя важнее, страна как то незаметно превратилась в болото невежества, цинизма и вседозволенности с риском перехода к экономическому развалу.

Казалось бы, отсутствие культуры государственного строительства предполагает активную вовлеченность всех этнических меньшинств в общественную и политическую жизнь республики для установления долгожданной внутренней стабильности, по которой все уже порядком истосковались. Объективно получается, что слабые географические и социально-экономические возможности развития Киргизстана должны были бы заставить местную элиту искать выход в исторически сложившейся мультикультурной структуре общества, центральным, связующим элементом которой всегда выступало славянское население. В самом деле, дефицит природных и квалифицированных человеческих ресурсов, отсутствие прямого выхода к морю плюс блокированность со стороны региональных лидеров, да еще и рельеф, естественно разделяющий территорию на два больших куска – северный и южный особого оптимизма властям добавить не могут.

Тем не менее, самым модным течением общественной и гражданской мысли Киргизии за последний год стал обыкновенный национализм, замаскированный под самоосознание формирующейся нации титульного большинства, как проявление молодой и растущей силы, возникающей де на основе генетической предрасположенности ее носителей к некоему общему делу. Многие киргизские политики так и рассматривают практику госслужбы. Однако такой подход в Киргизии малоэффективен, потому что он не учитывает азиатскую ловушку парламентской формы правления, вытаскивающей на свет божий эксперименты по утрате контроля над межнациональной ситуацией.

Соответственно, вопрос кровной принадлежности автоматически становится вопросом государственного приоритета. Но только до того момента, пока он не перерастает в чудовищную вакханалию средневекового насилия и произвола, организаторы которой до сих пор играют главную роль в жизни страны, вместо того, чтобы предстать перед Международным Трибуналом за совершенные преступления против человечности. Сегодня их спасает не наивная попытка вышколенных интеллектуалов ввести в заблуждение мировое сообщество и собственных граждан, и даже не политика двойных стандартов по разрезу глаз и широте скул, а отсутствие гигантского нефтяного месторождения где-нибудь в предгорьях Ала-Тоо.

Конечно, глупо и наивно ожидать позитивных перемен от депутата, министра или человека с красивым удостоверением, подтверждающим, что именно он несет всю полноту ответственности на этой земле за посткоммунистические метаморфозы последних двадцати лет. Гораздо разумнее обратиться к реальной силе, способной как минимум защитить разнородное национальное меньшинство в случае повторения варварских набегов. Я предлагаю в этой связи обратить наше внимание на возрождение казачьего движения в Киргизстане.

Почему казаки? По причине как минимум двух немаловажных обстоятельств. Во-первых, аморфность среды нашего обитания. Абсолютное большинство организаций славянской диаспоры в Киргизии, призванных защищать права российских соотечественников, в реальной жизни на редкость инертны и пассивны. Мало того, что они ничего не предпринимают для облегчения участи русскоязычного населения в "стране победившего национализма", так нередко еще и открыто вредят, вступая в политические партии и альянсы пронационалистического толка. Это вызывает негативный резонанс в среде национальных меньшинств. Как правило, такие объединения и люди, их возглавляющие преследуют личные, исключительно корыстные цели взлететь повыше и подкормиться крошками со стола местных, радикально настроенных национал-патриотов. Культивируется образ готового продать все на свете приспособленца. А нетитульные граждане продолжают вариться в собственном соку. Я вынужден констатировать, что в настоящее время в Киргизстане нет объединенного движения российских соотечественников, нет авторитетной общественной организации, способной выступить фактором консолидации русскоязычных диаспор и широким фронтом отстаивать их интересы.

Во-вторых, и это главное, лицо Российской Федерации, ее официальный и полномочный представитель, последняя надежда на поддержку со стороны великой державы - Посольство России в Киргизии - фактически все эти общественные объединения, движения и организации дробит и ослабляет. В последнее время оно само превратилось в посредническую государственную контору по отмыванию и присвоению денежных средств российского налогоплательщика. Позже мы еще вернемся к этому вопросу и остановимся на нем несколько подробнее.

Формат статьи не позволяет нам углубляться в историческую ткань сюжета о казачестве. Отметим только, что во второй половине 19-го века в силу геополитических причин России необходимо было выдворить англичан из Индии, дабы лишить их огромных богатств и вынудить таким образом отказаться поддерживать извечного российского противника - Турцию - поставками современных кораблей и вооружений. Ослабление турецкой военной машины позволило бы освободить Константинополь – центр православия. Это была идеологическая, но далеко не самая важная составляющая российской внешнеполитической доктрины, в которую позднее случайным образом были вплетены и казаки. Экономически же России нужна была не столько Индия, сколько контроль над Босфором и Дарданеллами, чего требовала в то время бурная капиталистическая индустриализация страны. Путь в Индию лежал, однако, через Среднюю Азию. Когда российский Генштаб начал планировать и проводить расчеты индийской компании, то выяснилось, что обеспечить поддержку большой армии на таком огромном пространстве продовольствием, лошадьми и складами, тыловыми базами и лагерями для отдыха, опираясь исключительно на местное кочевое население, практически невозможно. Номад слова своего традиционно не держал, кочевал в неизвестном направлении, и полагаться на него было бы совершенно бессмысленно. Тогда и было решено ставить казачьи посты с семьями, обязывая их заниматься производством продовольствия и содержать базы для отдыха армии на марше, пасти табуны лошадей и готовить их к военной службе. Так появились первые казачьи поселения на территории современной Киргизии.

Советская власть уничтожила казаков юридически как привилегированный класс воинов с их столетней специализацией по защите государственных границ Империи. Фактически выжигалась часть общенациональной памяти.

Йозеф Геббельс, главный пропагандист нацистской Германии, учил: "Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно будет управлять как стадом".

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!

После распада Советского Союза в России начинается процесс возрождения казачьего движения. Для чего это было нужно? Прежде всего для воспитания в подрастающем поколении несгибаемого духа казачества, чувства патриотизма, защиты веры, чести, достоинства и организации помощи всем нуждающимся. Постепенно казачество становится мощной общественной силой, обеспечивающей безопасность регионов. Казаки в России представлены двумя общественными объединениями. "Союз казаков России" возглавляет потомственный семиречинский казак полковник Задорожный Павел Филиппович. Международной организацией "Союз Казачьих Войск России и Зарубежья", объединяющей казаков, действующих в разных странах, руководит казачий генерал Водолацкий Виктор Петрович.

В Киргизстане казачье движение зеркально отражает происходящие в современной России процессы становления и возрождения некогда разрозненной казачьей общины. После 1991 года часть казаков уехала в Россию, часть осталась. От этого казачество не распалось, хотя и прошло через смутный период брожения, закончившийся большим расколом. Половина казаков ушла под протекцию "Союза казаков России", а другая половина осталась верной "Союзу Казачьих Войск России и Зарубежья". Было это пять лет назад. К слову, на сегодняшний день в Киргизии действует три казачьих общественных объединения: "Казачество Семиречья", "Союз казаков Семиречья в Киргизии" и "Чуйское Казачество". Из них первое - наиболее многочисленное и динамично развивающееся.

"Казачество Семиречья" и "Чуйское Казачество" являются структур­ными подразделениями "Союза Казачьих Войск России и Зарубежья". "Союз казаков Семиречья в Киргизии" относится к "Союзу ка­заков России".

Я беседую с Верховным Атаманом "Казачества Семиречья" в Кыргызстане Алфимовым Сергеем Ивановичем в его скромном офисе на первом этаже бизнес-центра "Asia Trade Company", что находится неподалеку от Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына. Мы говорим о возможностях казачьего движения в республике, о том, поддерживают ли казаков местное правительство и Россия, в общем – о наболевшем.

- Сергей Иванович, остановить кровавую бойню на юге Кыргызстана в прошлом году удалось без внешнего вмешательства, но не без помощи внутренних "нерегулярных отрядов". Вы с казаками входили в состав интернациональной бригады добровольцев под началом генерал-майора Мирослава Ниязова, которой за кроткий срок удалось восстановить мир в Ноокенском районе Джалал-Абадской области на границе с Узбекистаном. Расскажите, как это было?

- Из нашего объединения было девять казаков. Да, интернациональная бригада в количестве 80–ти человек под руководством генерала М. Ниязова остановила пожарище в райцентре Базар-Коргон. Следующим на очереди был бы Ноокен - последняя нетронутая трагедией точка Джалал-Абадской области. Если бы мы задержались на день-два, то и село Ноокен заполыхало бы, и город Кочкор-Ата постигла бы та же печальная участь, и вплоть до Суу-Самырской долины все было бы выжжено. В соседнем Базар-Коргоне от пятиста домов остались лишь обугленные головешки да покрытые копотью бетонные перекрытия, а в Ноокене не сгорел ни один дом, ни один человек не погиб, раненых тоже не было. При этом что интересно, наши ребята не произвели ни одного выстрела.

Когда мы приехали на юг, людей там не оказалось, все было брошено. РОВД, милиция, все силовики сбежали. Ни одного киргизского пограничника днем с огнем не сыскать. Люди были напуганы до такой степени, что все побросали и в ужасе бежали. Рай для мародеров. Заходи в любой дом, бери, что хочешь…

Вскоре наше присутствие заметили узбекские пограничники. Мы же все славяне, к тому же в казацкой форме. Все остальные бойцы были в полевом обмундировании защитного цвета. Нас начали расспрашивать: "Вы из России"? Мы отвечали, что нет, мы из Киргизии. Но они не верили. И даже по местному Наманганскому радио объявили, что российские войска вошли на территорию Киргизии. Потому что мы как казаки взяли под охрану шестикилометровый участок государственной границы, хотя с узбекской стороны рубежи были усилены основательно.

Казака в форме видно издалека. О нас узнали беженцы. Когда они поняли, что мы будем их защищать, то абсолютно все население вернулось по домам, а это более сорока пяти тысяч жителей, которые скопились на киргизско-узбекской границе в районе села Чек. Надо было видеть, как это происходило - люди мчались к нам, побросав узлы со скарбом, обнимали и со слезами на глазах радостно кричали: "Россия пришла, Россия пришла". Мы пытались им объяснить, что это не так. Но люди не верили: "Да лгут они все, это помощь из России. Просто им не велено об этом говорить". В общем, пробыли мы там десять дней. Практически в течение трех суток все беженцы из Ноокенского района были возвращены. За время своей службы мы не допустили ни одного пожарища, ни одного убийства. Уже на вторые сутки нашего пребывания заработали базар, магазины, общепит. В домах загорелся свет, люди вышли на поля, на улицах начали играть дети.

- Вот вам и казаки. Не числом, а умением. Сергей Иванович, а временное правительство отблагодарило казаков за это хоть как-то, хоть морально, на худой конец грамотой какой-нибудь?

- Нет, нет! Какой там морально. Они даже начали ругать нас. Со стороны правительства были такие необъяснимые придирки, что вот, дескать, М. Ниязов повез людей, они там, на месте голодали, были необустроены и т.д. Словно мы на пикник выезжали. В общем, нехорошо все это.

- Сергей Иванович, какое количество казаков включает сегодня возглавляемое Вами казачье движение? Примерно.

- Я Вам могу точно сказать. На сегодняшний день – тысяча триста двадцать казаков. С учетом семей, это где-то около десяти тысяч человек. Из них я сейчас могу смело поднять, "поставить в ружье" триста казаков и выехать в необходимом направлении в любую точку Киргизстана. Мы не сможем мгновенно мобилизовать всех людей, потому что многие трудятся в частных предприятиях и могут лишиться работы.

- Это касается "Казачества Семиречья". А что вы можете сказать о суммарной численности "Чуйского казачества" и "Союза казаков Семиречья в Киргизии"?

- Я думаю, около ста казаков.

- Всего? Почему же тогда казаки не объединятся? При таком-то количестве "раскольников"?

- Потому что посольству России в Киргизстане это не выгодно. По принципу "разделяй и властвуй". Такого слабого российского посла история Киргизстана еще не знала. Это очень не дальновидный человек. Посольство помогает тем казакам, которые делятся с ним "откатами" от проведенных мероприятий. Знаете, я не тот человек, который будет отдавать посольству часть предназначенных казачьему движению средств российского налогоплательщика. Лучше вообще пусть ничего не дают.

- Странно все это как-то.

- Ничего странного, если учесть, что нашими усилиями был освобожден от занимаемой должности первый секретарь российского посольства – Виталий Скринник. На его место пришла Дьяченко Лидия Николаевна. Она не лучше, а даже хуже Скринника. Тот хоть что-то делал. А эта даже разговаривать не хочет. Хотя, в принципе, нам и не надо от них ничего. Просто неприятно такое отношение России к нам. Все начинается с посольства. Узбекистан потеряли, Таджикистан потеряли, потеряют и Киргизию. Через пять-десять лет Россия вынуждена будет выделять из своего бюджета большие деньги, чтобы здесь хоть какое - то русскоязычное население осталось. Вот тогда они, может быть, и возьмутся за голову.

- Я не совсем понимаю. Если есть большая часть казаков и есть меньшая, то у большей части чисто человеческих ресурсов и возможностей, наверное, больше. У Вас организация больше, людей больше, у другой части казаков гораздо меньшая численность. Почему их поддерживают, а Вас – нет?

- Это вопрос не ко мне, а к посольству. Наверное, потому что меньшая часть делится с посольством. Я вам приведу простой пример. Посольству России выделяются целевые средства в размере 65 000 рублей на организацию просмотра казаками фильма "Тегеран 43". Кто его смотрел, кому вообще этот фильм нужен? Поделили деньги, отписали в центр, что фильм просмотрели. Все на этом. Далее, в том же ключе выделяются 40 000 рублей на просмотр фильма "Тарас Бульба". Кому он нужен, это заштатный фильм, кто его будет смотреть? И вот таким образом списываются деньги, понимаете? И таких примеров десятки. Я привел лишь самые незамысловатые.

- Понятно.

- Хотя сейчас, я не думаю, что продолжают выделять деньги на подобную чепуху. Потому что недавно разразился громкий скандал с участием российского первого канала. Там есть и мое выступление. В рамках телевизионной программы проводилось широкое обсуждение поведения посольства, я поставил вопрос перед господином послом – что это за помощь такая казакам – показывать старые фильмы. И журналисты тоже прямо спросили российского посла в Киргизстане Валентина Степановича Власова – почему Вы не помогаете многочисленной организации казаков Киргизии. Ответ был примерно таков, что помогаем довольным и согласным, а недовольных, которые требуют какой-то там справедливости, не поддерживаем, пусть, дескать, сами решают свои проблемы. Примерно, в таком духе.

- Сергей Иванович, получается, реальная сила казачьего движения за Вами, учитывая хотя бы количественный аспект.

- Мы и по статусу выше. Мы – это Союз Казачьих Войск России и Зарубежья в Киргизстане. А наши оппоненты – Союз Казаков Семиречья, входящие в Союз Казаков России.

- Как Вы считаете, возможно ли объединить эти два течения одной реки?

- Как раз сейчас мы над этим вопросом работаем. Народ с обеих сторон согласен. Но есть парочка казаков, которые не хотят объединения категорически. По-видимому, это связано с какими-то подачками посольства. Я беседовал недавно с ребятами во время Казачьего Спаса, на ученья приезжали казаки из Казахстана. Так вот, казаки из семиреченского союза даже не знают имени своего Атамана. Вы представляете, о чем идет речь? Своего Атамана казаки ни разу не видели в лицо. И это очень серьезные для общего казачьего движения вопросы. Я считаю, что посольство России играет в этом негативном процессе очень большую роль, поддерживая противоположную сторону, чуть ли не напрямую препятствуя делу казачьего объединения в Киргизстане. Наоборот, посольство намерено и впредь плодить дополнительные казачьи организации.

- В общем-то, насколько я понял, посольству, а если шире, то правительству России стоит проявить внимание, обеспокоенность и заботу, чтобы увидеть в Киргизстане реальную силу, способную объединить славянскую диаспору. Но для этого, очевидно, необходима прежде всего материальная поддержка со стороны России. Люди доказали, что они, мягко говоря, не воруют, не разбазаривают средства. Живут за счет самофинансирования.

- Если будет реальная поддержка центра, то мы сможем объединить все русскоязычное население страны. Я знаю многих людей, которые собирались уезжать в Россию. Но, придя к нам, они задумались над тем, что есть сплоченная организация, способная их защитить, если, не дай Бог, повторятся прошлогодние события. Ведь мы собираемся не для того, чтобы языком поболтать, а для того, чтобы народ почувствовал, что мы – сила, что мы можем защитить самих себя.

- Сергей Иванович, верно ли, что на юге Киргизии казаков нет? В основном они сосредоточены в Бишкеке и его пригородах, а также вдоль трасы по Иссык-Кульскому направлению. В селах Ленинское, Романовка…

- На юге есть один казак, в городе Ош, но приписан он к Бишкеку и на казацкий сход приезжает сюда. На юге не реально держать казаков, потому что в силу исторических причин их там никогда не было, так же как и в городе Нарын (север республики). В Ленинском – не наши казаки. Тоже и в Беловодском. Там их два-три человека. Нередко – атаман и его сын. Наше восточное направление, это: Быстровка, Токмак, Орловка, Красная Речка, Кант, Новопокровка, Лебединовка. В западном от Бишкека направлении: Военно-Антоновка, Романовка, Сокулук. Далее следуют села северного и южного направлений: Манас, Чон-Арык. На Иссык-Куле наши казаки живут в городе Каракол и в селе Григорьевка. В настоящее время назначен наказным атаманом западного округа казак, который будет работать до села Чалдовар, то есть до границы с Казахстаном. В зону его деятельности будут включаться населенные пункты после села Сокулук, это: Вознесеновка, Каинда и сам Чалдовар.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1311752580

Комментариев нет:

Отправить комментарий