суббота, 1 марта 2014 г.

Степь блеснула клинками


Автор: Влада ГУК
Чемпионат по историческому средневековому бою "Клинок Степи" прошел в Астане 23 февраля 2014 г.

Сказать, что он «прогремел», нельзя – но земля немного дрожала.

Мероприятие состоялось в киберпанковых декорациях подземного паркинга ТРЦ «Ажар Астана Молл», где состязаются авто- и мотогонщики. Стены этого подземелья видали всякое – но такое в первый раз.

Бойцы Астаны, Алматы, Павлодара, Петропавловска, Бишкека – а на самом деле тимуриды, тевтонцы, средневековые воины разных периодов и локализаций - собрались в столице подраться. А если разобраться, то, в сущности, и не подраться, а объединиться. Хотя одно другому не помешало.

Средневековый бой – один из самых зрелищных в мире видов спорта, и уж точно самый романтический. И, конечно, это больше чем спорт, это – мир.

Недавно в Казахстане у этого движения открылось второе дыхание. Впервые казахстанские реконструкторы готовы создать национальную сборную исторического средневекового боя и выехать на Битву Наций - чемпионат мира, в котором участвуют больше двадцати стран мира, от Австралии до Японии.

Пятая Битва Наций пройдет в июне 2014 года в Хорватии.

Нынешний «Клинок Степи» - это отборочное состязание перед БН, в котором должен определиться состав казахстанской сборной.


Чтобы все прошло на должном уровне, Международная Ассоциация исторического средневекового боя (HMBIA) прислала на чемпионат гоф-маршала – Виталия Макаряна из Одессы.

По слухам, он добирался в Астану с трудом и с приключениями, поскольку в Киеве как раз происходила революция – но сам не стал об этом особо распространяться.

- Виталий, ваша миссия здесь - определить кошерность этого соревнования как отборочного?

- Просто помочь людям в том, в чем здесь пока не хватает опыта: рассказать немножко о судействе, правилах, всяких нюансах.

- А каким требованиям должны отвечать бойцы, чтобы попасть на Битву Наций?

- Внешний вид, аутентичная экипировка…. К этому требования очень жесткие. Но вот, в принципе, и все. Нужно тренироваться, провести у себя отборочный турнир. На Битву Наций приезжают бойцы из разных стран, с разным уровнем подготовки, в этом нет ничего страшного.

- А кто-нибудь из Казахстана раньше участвовал в Битве Наций?

- Нет, это будет в первый раз.

Энтузиасты исторического боя занимаются любимым делом не только серьезно, но и с фантазией. Поэтому тут всегда живописно и есть на что посмотреть. Мне показали щит, на котором, говорят, персидской вязью начертан девиз «Отвага и слабоумие». Нет никаких оснований не верить.

Бишкекцы были очень эффектны и даже устрашающи в своих черных одеждах и пластинчатых доспехах. Они приехали в Астану двумя клубами: «Гвардия» и «Черный отряд» (иначе «Черная гвардия»). И привезли единственную на весь турнир девушку воина!

Двадцатидвухлетняя хрупкая (как после выяснилось, весьма обманчиво хрупкая) Юлия Хижнякова дала нам интервью, не отрываясь от процесса снаряжения своего товарища в бой.

- Я новобранец, - сказала Юлия.

- А как давно вы занимаетесь?

- Три года.

- И считаетесь новобранцем?

- Ну, в «Черной гвардии» - да.

- А какой период вы реконструируете?

- Европу конца XIV века. Вот это как раз сейчас мои доспехи, которые не застегиваются на другом бойце…

- А вы знаете каких-нибудь исторических личностей – женщин, которые на самом деле дрались в это время?

- Честно говоря, меня интересует больше спортивная составляющая, нежели историческая. За историчностью доспехов следят те, кто их делает. У нас есть мастера, которые в этом разбираются.


- А до этого вы занимались другим спортом?

- Да, дзюдо, греко-римская борьба, футбол.

- Скажите, а мужчины испытывают какие-то проблемы, когда выходят с вами драться?

- Да они постоянно какие-то проблемы испытывают! И особенно – когда выходят со мной драться. Но в нашем клубе уже привыкли.

- А вы уже знаете своих будущих противников?

- Нет, не знаю. Но я не участвую в общем турнирном зачете, я выступаю в качестве гостя. Это значит, что я буду драться только с теми, кто захочет.

- Думаете, захотят?

- Думаю, да. Желающие уже есть, причем достаточно. Человек трех мне вполне хватит. А если их будет больше, то это, конечно, круто, но тут я уже не знаю, на сколько хватит меня.

- Эти люди намного больше вас?

- Не так чтоб намного, но определенные преимущества в силе и в массе у них есть. Будем надеяться, что мне удастся взять техникой.

(В командных боях «стенка на стенку» Юлия не участвовала, но в поединках на следующий день показала себя очень хорошо).

- Мы реконструируем степняков конца XIII – начала XIV века, - рассказал нам Николай Потрясов из бишекского клуба «Гвардия».

- А они были настолько тяжело вооружены и задоспешены?

- Самые богатые – да! Чем богаче, тем лучше вооружение.


- Раз вы сами из киргизских степей, то киргизов и реконструируете?

- Нет, основные доступные сейчас источники – это Россия, Екатеринбург, и степные захоронения Украины. А у нас в Бишкеке не так много доспехов сохранилось. Ну, и работы пока еще не проводились… Вот сформируем клуб как следует, и займемся изысканиями. Вообще, наш клуб – это больше социальный проект. Мы проводим фестивали, организуем поездки в детские дома совместно с Бишкекской и Кыргызстанской епархией. Мы стараемся развивать понимание того, что народы Евразии издавна сотрудничали. Например, были воины с территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, которые обучали московскую конницу. Мы популяризируем эти знания, чтобы не было национализма.

- Благородная миссия! Наверное, вас кто-нибудь поддерживает? Мэрия?

- Да нет, мы долгое время поддерживали себя сами. В прошлом году провели самостоятельно два фестиваля, и вот – заинтересовали своей деятельностью епархию.

Клуб исторической реконструкции «Темир Тумен» в Астане образовался недавно, в прошлом году – но путем слияния двух «олдовых» объединений: «Кромлеха», где «воссоздавали» Фландрию XIV века, и «Радогора», который перешел от реконструкции викингов к тевтонцам. Клуб «Темир Тумен» начал развивать тюркское направление.

- Мы взяли Среднюю Азию, но без монгольского налета – период с откочевки Джанибека и Керея из ставки Абулхаира, от кочевых узбеков, на территорию Самарканда, Могулистана, при развале империи тимуридов, - рассказал нам участник «Темир Тумен», координатор «Клинка Степи» Евгений Сухотин, - То есть, это оптимальный доспех, в котором воевали прародители казахского народа.

- Но степные воины – это все-таки конники. Сражаться в пешем строю они избегали, а вам только так и приходится. Получается, что вы заранее проигрываете товарищам, которые со всех сторон закованы в металл?

- Не обязательно. Металл – он, конечно, защищает, но и отяжеляет, убавляет подвижности. А здесь так же, как в боксе: соотношение силы, выносливости, скорости – каждый аспект учитывается. То есть, может быть, ты и будешь стоять, как танк, и ничего не чувствовать – но рано или поздно тебя завалят!..


Достопримечательностью чемпионата были стрельцы Алексей и Станислав – ребята из клуба «Тавроскиф» (Экибастуз), которые занимаются исторической реконструкцией под началом отца Игоря – настоятеля Иверско-Серафимовского собора.

- А батюшка с вами не приехал?

- Нет, он не смог. Там сейчас владыка приехал…

- Расскажите поподробней, что именно вы реконструируете?

- Мы реконструируем войско стрелецкое конца XVI – начала XVII века, - рассказал Алексей Сергеев, - Мы – городские стрельцы. У нас даже не красная форма, потому что красную форму носили только московские стрельцы. Но покрой был везде одинаковый. Это уже были регулярные войска. Из оружия у нас бердыш – это такой топор на длинной рукоятке, с которого еще и стреляли – то есть, использовали его как подставку для ружья. Форма тоже не просто так выбрана. Например, меховая опушка на шапке защищает лицо от дымного пороха. Длинные рукава собираются в районе запястья для того, чтобы защищать руки от ударов…

- И что, эффективно?

- Ну, в какой-то мере… Но в «наше» время уже меньше рубились, потому что появилось огнестрельное оружие. Да и бердыш – это оружие дальнего действия. С мечом или саблей против него трудно. Сейчас мы оружия не привезли. Мы вообще приехали не сражаться, а просто представить свое объединение и на других посмотреть.

- А стрелять-то вы стреляете?

- Мы пробовали стрелять, когда выезжали на историческую реконструкцию в Красноярск. В РФ есть разрешение на огнестрел, а в Казахстане пока нет, поэтому мы только отрабатываем сабельный бой.

- А в России из чего стреляли? Прямо из кремневых ружей?

- Кремневые ружья были позже, это уже наполеоника. А стрелецкое войско стреляло из фитильного оружия. Чтобы зарядить его, надо проделать много манипуляций, и даже стрельба отличается от нынешней. Сейчас обычно стреляют от плеча, а раньше стреляли от груди. Потому что оружие было очень мощное, калибра как такового не было. Мастер просто брал шесть полос металла и сковывал из них трубку. Когда из такого ружья стреляешь, получается очень сильная отдача, и если стрелять от плеча, то со второго выстрела оно уже будет выбито. Дальность стрельбы у этого оружия была небольшая, эффективность тоже… но стрельцы брали техникой.

- Значит, вы пробовали? И как ощущения?

- Очень громко, много пороха, много дыма. Когда залпом стреляет весь строй, то возникает целая стена дыма. Но по-настоящему сильной отдачи мы не испытывали, потому что стреляли пыжом – пули, естественно, запрещены.

- А почему вы выбрали для реконструкции именно стрельцов?

- Это времена Ивана Грозного, когда Россия поднималась, военная мощь ее была сильной. Первые регулярные войска появились в России даже раньше, чем в странах Европы.


- Но православие – это же в первую очередь мирные ценности?

- Да! Мы почему занимаемся реконструкцией? Кто-то в свободное время сидит за компьютером, кто-то пиво пьет. А мы за здоровый образ жизни. Сейчас, например, бытует мнение, что если русский – значит, пьет, и это нормально. А так не должно быть, и мы хотим возродить нравственные ценности, которые были нарушены.

Первый день «Клинка Степи» прошел в бугуртах – боях «стенка на стенку», в данном случае «пять на пять». Тут было много драматических, романтических и травматических моментов. Бойцу Валерию из Петропавловска, которого в публике сразу прозвали Человеком-Горой, стало плохо, и его приводили в чувство нашатырем. Боец из Астаны от удара по голове потерял сознание, и его отливали водой – а придя в себя, он удачно отбился и от «скорой». Еще одному нашему воину попали топором в глаз – врачи говорят, что зрение скоро восстановится, к тому же это с ним не в первый раз… Участники «Клинка Степи» к таким вещам относятся поразительно философски и уверяют, что травматизма в этом спорте не больше, чем в боксе.

В итоге первое место в бугуртах занял клуб «Северная Башня» (Павлодар), а второе – алматинское отделение московского клуба «Байард». Алматинский «Байард» тренируется под руководством московского мастера исторического боя Артемия Гершвальда, который сейчас живет и работает в Алматы. Клуб славится жесткой системой тренировок и, очевидно, станет ядром казахстанской сборной.

Третьего места не присудили, но отметили команду Петропавловска.

А в индивидуальных боях (номинации «триатлон», что означает поединки в три раунда, в каждом из которых меняется оружие) все три призовых места взяли алматинцы. В полуфинал вышли одни бойцы «Байарда» вышли в полуфинал и между собой драться уже не стали.

Впрочем, все команды остались довольны уже самим фактом успешного отборочного турнира. Все горят предстоящей Битвой Наций.

- Как вам удалось все это организовать? – спросили мы Евгения Сухотина.

- А сколько сейчас времени?

- Шестнадцать двадцать четыре.

- Шестнадцать двадцать четыре? Ну, почти сорок часов бодрствования – вот так и удалось!

- Да ладно, вы же занимаетесь этим минимум полгода!

- Ну, на самом деле мы встретились с ребятами в марте прошлого года. С этого момента и началась работа. Собрались, нашли зал, задоспешились. В декабре наконец-то стали общественным объединением, о чем многие мечтали… Дело в том, что во многих городах на периферии ребята занимаются, стараются, получается хорошо. Но для создания национальной сборной нужен «паровоз», организатор, который снимет с ребят административные функции и позволит заняться только подготовкой. В этом году Астана выступает «паровозом» именно для участия в Битве Наций. Получится или не получится – тут вопрос упирается в финансирование.

- Как обычно?

- Да. Нам не особо интересно тратить деньги налогоплательщиков, хоть мы и работаем на имидж страны. Но этот имидж должен быть полезен, поэтому мы ведем переговоры с рядом корпораций, с «Экспо-2017». Может быть, из этого что-то получится.


- А на Битву Наций поедет команда победителей или сборная?

- Сложно говорить: «команда победителей». Поедут лучшие. Хотя формат Битвы Наций позволяет привезти до 50 человек, поэтому в принципе мы можем поехать хоть все!

- А ничего, если сборная страны будет состоять из бойцов разных эпох, народов и так далее?

- Это допускается, но мы, в принципе, готовы сделать комплекты степных воинов. Это не обязанность, это крик души: показать, кто мы, откуда мы… У нас идея фикс – приехать на Битву Наций с юртами. Влепить рядом со средневековым замком юрты и сказать: «Здравствуйте, приехала степь!» Устроить такое небольшое нашествие. В хорошем смысле.


Комментариев нет:

Отправить комментарий