09/04/14 09:51, Бишкек – ИА «24.kg», Каныкей МАНАСОВА
Свежим июльским утром в роддоме районного городка Рыбачье устало и светло улыбалась молодая женщина: только что она услышала крик своего первенца - долгожданный сын Митенька появился на свет несколько минут назад... И вдруг сквозь полузабытье - крик санитарки, смуглой тетушки в цветастом платке, шуровавшей шваброй неподалеку: «Ой, птарой, птарой!». Отшвырнув швабру, санитарка подлетела к креслу и буквально в воздухе подхватила второго мальчика, близнеца, о существовании которого до этой минуты никто не догадывался. Так неожиданно для всех в этот мир пришел Анатолий Колесников - будущий художник, археолог, мыслитель, сын, муж, отец...
Две надежды, два крыла
Росли мальчишки стремительно, как тоненькие тростинки тянутся к небу. Как все дети на закате брежневской эпохи, мечтали о кораблях и дальних путешествиях, затаив дыхание, слушали истории, которые читали вслух дома. В семье была добрая традиция - все собирались в летней кухне, чаевничали и по очереди читали Гоголя, Ильфа и Петрова, Даррелла, Джерома К. Джерома и, конечно же, приключения от Майна Рида, Фенимора Купера, Рафаэля Сабатини, а позже Стругацкие и Брэдбери... Благодаря чтению, казалось, раздвигались горы, окружавшие Иссык-Кульскую котловину, и мысленно открывался близнецам бесконечный удивительный мир, который только и ждал длинноногих первооткрывателей с вечно сбитыми коленками... Дед-биолог частенько брал мальчишек в поездки по родному Кыргызстану; пожалуй, не было живого существа - будь то птица или насекомое, которое он не мог бы слету назвать по-латыни. Именно тогда Дима и Толик впитали любовь к родному краю, его разнообразию, величественной красоте горных пейзажей, теплу и искренности людей, привечавших наших путешественников на дальних джайлоо. Искусство мальчики впитали с самых первых дней - в кроватки новорожденных ставились книги с репродукциями Микеланджело, Рафаэля, Рериха, и не менее важным, чем пеленание и кормление, было желание мамы перелистнуть страницу в очередной раз, дабы малыши могли в первые же дни и месяцы видеть прекрасное...
Лихолетье - не помеха добру
Стены дома, как и у многих иссыккульцев, в то время были выбелены известью. Как только братики встали на четвереньки и поползли исследовать мир, им вручили пастельные мелки, которыми будущие художники немедленно принялись раскрашивать окружающее пространство. В восьмилетнем возрасте Дима и Анатолик вместе с мамой переехали в Россию, где они блестяще сдали вступительные экзамены в Воронежскую художественную школу и были зачислены туда на льготных условиях. Шли лихие 90-е, к тому времени семья стала многодетной - в ней росло четверо детей, и всем приходилось учиться жить в селе, ухаживать за коровой, пасти деревенское стадо, когда подходила очередь семьи, усваивали непривычный для себя уклад жизни. Село было дальним, и чтобы попасть в художественную школу, приходилось вставать в 04.00 и в любую погоду топать на автобусную станцию, а потом долго ехать. Однако ни разу они не пропустили занятия, столь велика была тяга ребят к искусству, живописи. Их успехи окрыляли родных, и легче сносились тяготы и утраты смутного времени, друзья и близкие помогали всем, чем только могли. Человеческие отзывчивость и доброта не могли не оставить следа в формировавшихся характерах ребят, и на всю недолгую, но яркую жизнь мальчики сохранили способность прийти на помощь другому, в любое время дня или ночи, чего бы это им ни стоило.
Становление художников
По возвращении на родину, в Кыргызстан, братья Колесниковы были зачислены на бюджетное отделение художественного училища имени С.Чуйкова. Именно тогда началось увлечение Анатолия современным искусством, в отличие от брата, тяготевшего к классическому рисунку и живописи. Он принялся экспериментировать с различными материалами - природными и искусственными. Его инсталляции часто сочетали в себе керамику, металл, любые подручные материалы, но главным всегда были идея, философский посыл, которые он старался донести до зрителя. Плавные линии и спиралевидные изгибы инсталляции «Бугу Эне», кажется, несут в себе вековую загадку древнего кочевого народа, его песенную ритмичность, его неистребимую жизнеспособность и мудрость.
История стала еще одним ярким увлечением братьев. Они были постоянными участниками клуба спелеологов, начиная от мест раскопок и уникальных городищ до подводных городов Иссык-Куля. Анатолий знал каждый из этих городов: будучи аспирантом факультета истории Кыргызско-Российского Славянского университета, он был направлен в Международную школу подводной археологии под эгидой ЮНЕСКО и являлся единственным дипломированным специалистом по подводной археологии в нашей стране.
Счастье во всем
За свои неполные тридцать лет Анатолий успел столько, сколько и за несколько жизней успеть, кажется, невозможно. Пение в казачьем хоре, просветительская работа среди детей и подростков, пропаганда спорта и здорового образа жизни, когда личным примером он показывал, что не только можно, но и должно вести здоровую, полноценную, насыщенную жизнь на благо людей и своей родины. Не всегда хватало у него достаточно времени на семью, однако главным в его жизни были жена, красавица Татьяна, и маленькая дочка София - смысл и радость бытия.
Гражданская позиция
Пережив тяготы и лишения, которые для миллионов соотечественников принесло крушение советской родины, Анатолий остро воспринимал социальную несправедливость, он с ранних лет задавался вопросом: почему? Почему одна держава берет на себя функции Всевышнего и право решать, кому быть, а кому исчезнуть навек, кому жить, а кому умереть под «демократическими» бомбежками. Его работы приобретали все более острую социальную окраску, начиная от работы «Апофеоз войны», где две каски изображали собой песочные часы, отмерявшие жизнь солдата, жизнь человека, жизнь страны до пронзительной в своей обнаженной искренности работы «Каддафи», где на зрителя смотрит генерал в свои последние земные минуты, изображенный окровавленным, распятым на кресте в окружении хохочущих представителей «сильных мира сего». В последние годы многие работы Анатолия были выполнены из искореженного металла, найденного на учебных военных полигонах, именно этот материал помогал художнику передать ужас разрушения, то бесконечное горе, которое несет людям война. Работы «Цветы зла», «Яблоня раздора», сваренные из использованных артиллерийских снарядов, символизируют обрубленные, искалеченные семьи, неслучившиеся жизни.
Опустела без тебя земля...
Жизнь Анатолия оборвалась внезапно, мгновенно - один из снарядов, подобранных им на полигоне, оказался боевым. 9 апреля 2013 года Анатолий Колесников и его младший братишка Андрей, помогавший старшему брату, погибли вместе, работая над инсталляцией, которая в очередной раз должна была показать зрителям всю чудовищную несправедливость войны. Это и стало последней работой Анатолия, его последним призывом за мир, сплоченность, за то дело, которому молодой кыргызстанец посвятил свою короткую жизнь.
Близкие, друзья и коллеги Анатолия Колесникова, узнав, что в ИА «24.kg»готовится материал о нем, поделились своими воспоминаниями и размышлениями о том, какое место в их жизни занимал этот человек и каким остался в их памяти.
Владимир Белкин, руководитель хора Семиреченских казаков:
- Анатолий был очень ответственным и обязательным человеком. Мы с ним познакомились, когда он пришел в ансамбль казаков, потому что ему нравились народные и патриотические песни. В коллективе он быстро взялся за материал, быстро выучил песни. Еще и привел с собой жену. Он уверенно и быстро пошел вперед - хорошо и с удовольствием пел. Анатолий был приверженцем, поклонником патриотической песни. Нас объединяло еще одно: и я, и он считаем, что самый большой праздник на земле - День Победы, отмечаемый 9 мая. На Толю всегда можно было положиться: сказано - сделано. Я очень благодарен судьбе за то, что она познакомила меня с ним.
Гамал Боконбаев, культуролог:
- Без Анатолия стало пусто. Он занимал очень важное место в духовной жизни молодых художников, которые увлекались актуальным искусством, и которое, к сожалению, у нас активно поддерживают только западные фонды. У Анатолия были свои принципы, и он никогда им не изменял. Он прекрасно понимал: грант взять можно, а вот плясать под дудку западных экспертов необязательно. Я не скажу, что он был лидером, но без него возникло ощущение пустоты. Для меня он был евразийским художником. Эта его позиция создавала необходимую гармонию в нашем изобразительном искусстве. Без него - одного, но незаменимого человека - эта гармония нарушилась.
Дмитрий Виноградов, войсковой старшина Союза казачьих войск России и зарубежья:
- Он был настоящим офицером. Дух служения родине, людям в нем был силен, он был пропитан этим. В этом смысле он служил родине не формально, а в полном смысле этого слова. И я как сослуживец могу сказать, что Анатолий был надежным человеком. Его слово среди нас было весомым. Если Толя принимал решение, то выполнял его в любых условиях. Люди верили ему. Утрата, которую мы понесли, сильна и ощущается до сих пор.
Адилет Давлетов, художник:
- Анатолий Колесников - наш общий друг. Человек открытый, отзывчивый, добрый и искренний. Мы учились вместе в художественном училище. Друзей он ценил и дорожил ими, переживал за них. Как коллега был дипломатом по натуре, мог дать очень полезные советы. С широким кругозором, ориентировался в глобальном масштабе, хорошо знал историю народов и, вообще, как личность был очень интересным. Люди и друзья тянулись к нему. Творчество его носило глубокий смысл. В последние годы своей жизни он полностью отдавался творчеству и искусству. Таким я его запомнил, нашего близкого друга.
Дмитрий Петровский, художник-дизайнер:
- Толик был удивительным человеком! Настолько миролюбивым, бескорыстным, добрым и сказочным, что, когда начинал с ним общаться, на душе становилось легко и светло. В нем всегда чувствовались огромная сила, мощная энергетика, и он всегда заряжал других своей уверенностью и рвением к жизни. Такие люди, как он, притягивают и дают ощущение спокойствия и уверенности в себе. Других таких я больше не знаю. Без сомнений, Толик для меня останется главным примером того, какими должны быть мужик, художник и просто хороший друг.
Чингиз Айдаров, художник:
- Анатолий остался в моей памяти объемным человеком. Это когда в человеке сочетаются интеллигентность и животное начало: он мог говорить о высоком и в то же время мог при необходимости надавать по ушам. Он оказал на меня сильное влияние, настолько сильное, что я обрел себя в искусстве, нашел свое направление в нем. Таких людей, как он, я больше в жизни не встречал. И встречу вряд ли.
Фотографии из семейного архива Колесниковых.
Постоянный адрес новости
URL: http://www.24.kg/ludi_i_sudbi/176297-anatolij-kolesnikov-liniya-zhiznihellip.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий