вторник, 8 апреля 2014 г.

Искусство на грани взрыва


МК-Азия 16-22 апреля 2013 г.

Художественная инсталляция из старых боеприпасов уничтожила своих создателей


ВЕЧЕРОМ 9 АПРЕЛЯ В ОДНОМ ИЗ ДОМОВ БАРАЧНОГО ТИПА НА ОКРАИНЕ БИШКЕКА ПРОГРЕМЕЛ ВЗРЫВ. Приехавшие на место происшествия сотрудники милиции обнаружили во дворе груды покореженного металла, разбросанные боеприпасы и два трупа - вернее то, что от них осталось. Какими только не были предварительные версии: говорили и об охотниках за цветным металлом, и о коллекционерах оружия и даже о террористах. На самом же деле погибшие занимались... творчеством. Вот только творческий материал, который они использовали для создания произведения искусства, оказался смертельно опасным.



Инцидент произошел после шести вечера на улице Султана Боромбая (бывшая Космическая) в Рабочем городке. 29-летний Анатолий Колесников, довольно известный в творческих кругах художник, дизайнер и археолог и его 20-летний брат Андрей Дюмин готовили инсталляцию на военную тематику из соответствующего материала. По некоторым данным, художник пытался изобразить нефтяную вышку из использованных боеприпасов — своего рода протест против американской нефтяной экспансии. Конструкция предполагалась грандиозная — до нескольких метров в высоту, — поэтому все ее части надежно скреплялись между собой с помощью сварки. В этом Анатолию помогал младший брат, который был сварщиком. Когда Андрей приваривал к конструкции очередную «болванку» (предположительно, фугасный снаряд), она взорвалась...



Инсталляция (англ. installation - установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. Основоположниками инсталляции были Марсель Дюшан и сюрреалисты. Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов — часто промышленного происхождения.

От мощного взрыва ребята погибли на месте, других пострадавших не было. Приехавшие сотрудники милиции и ГКНБ оцепили место происшествия и эвакуировали жителей соседних домов. Саперы изъяли из смертоносной мастерской еще два снаряда и вывезли их в безопасное место. Соседям разрешили вернуться в свои дома только около полуночи.



Реакция общественности на трагическое известие оказалась неоднозначной. Одни искренне ужасались внезапной кончине талантливых молодых людей и выражали соболезнования их семье. Другие осуждали их за то, что они подвергали риску всех окружающих. Нашлись и циники, которые предложили номинировать погибших на «премию Дарвина» (виртуальная «шуточная» премия, присуждаемая за самую глупую смерть). Многие искренне ужасались внезапной кончине талантливых молодых людей и выражали соболезнования их семье. Другие осуждали их за то, что они подвергали риску всех окружающих. Нашлись и циники, которые предложили номинировать погибших на «премию Дарвина» (виртуальная «шуточная» премия, присуждаемая за самую глупую смерть). И все же главный вопрос, который возник у многих после этого происшествия — откуда в мастерской обычного гражданина взялся действующий снаряд? Художник и дизайнер Анатолий Колесников работал с подобными материалами не первый год, представлял свои скульптуры и инсталляции из старых боеприпасов на многочисленных выставках, а значит, по каким-то причинам был уверен, что они совершенно безвредны. Тем не менее, боевой снаряд каким-то образом попал в его руки — следовательно, с таким же успехом мог бы достаться и кому-то другому, и отнюдь не для творческих целей.


В Отделе по связям с общественностью и СМИ ГКНБ КР сообщили, что уголовное дело относительно происхождения злополучных боеприпасов расследуется Управлением внутренних дел, но кое-какие моменты общего характера все же разъяснили:

- Говорят, что Колесников собирал стреляные гильзы для своих скульптур на полигонах. Неизвестно, как ему это удавалось. По идее, доступ на стрельбища гражданским лицам запрещен. Даже если проводятся показательные учения, есть специально отведенные места для журналистов, делегаций и других сторонних наблюдателей. После учений все отстрелянные гильзы, снаряды и прочее солдаты собирают и уносят с собой. Так что следствие еще будет выяснять, каким образом к нему попадали эти боеприпасы.


ГУВД пока тоже не располагает дополнительной информацией. На вопрос, удалось ли выяснить, где художник мог приобрести не разорвавшиеся снаряды, в пресс-службе ведомства отметили, что этот «секрет» погибшие ребята унесли с собой.

- Как стало известно, Анатолий Колесников был художником-дизайнером и из всех этих гильз, снарядов и других боеприпасов создавал произведения искусства на военную тематику, а где он их брал и откуда привозил — пока неизвестно, по этому вопросу ведется следствие, — сообщили в пресс-службе. — Будем ждать заключения следственного отдела УВД Ленинского района, сотрудники которого выезжали на место происшествия.

***

И все же, как оказалось, места «добычи» творческого материала с боевым прошлым - не такая уж и тайна. Анатолий и при жизни не скрывал, откуда берутся составные части его произведений. К примеру, в серии репортажей МТРК «Мир» о жизни и творчестве художника-инсталлятора Колесникова. Представлены в нем и такие кадры: Анатолий, облачившись в шинель, прогуливается по военному полигону и собирает оставшиеся после военных учений куски металла для воплощения своей очередной художественной задумки. «А как же не вдохновиться! — объясняет репортерам Анатолий. — Посмотрите: военная техника сделана так, чтобы быть полезной, не для дизайна. А что есть красота? Это рентабельность. Почему нам в женщине нравятся широкие бедра и грудь? Так она детей наших вскормить может, и родить ей будет легче. То же самое и здесь — формы эти обоснованы. Они в высшей степени рентабельны, а потому красивы».



Далее показано, как из покореженного металла художник создает скульптуру «Яблоня раздора»: катит болванку от фугаса, прилаживает пеньки-снаряды, приваривает собранные на полигоне металлические конструкции. «Ну вот, яблонька раздора готова, - сообщает в кадре Анатолий, с любовью осматривая свое творение. — Обрубленная, не должна быть она цветущим деревом. Всякая война обрубает «ветвь», убрав одного человека и скольких еще горем снабдив...

А здесь как годовые кольца у снарядов получаются, если посмотреть».


А еще Анатолий в том давнем репортаже рассказал о том, что занялся такого рода инсталляцией, желая отойти от канонов в изображении, создать то, чего раньше не было. «Что для человека благо и радость? — говорил он. — Это познание. Узнавать что-то новое — вот в этом счастье».

Именно эта жажда познания и желание оставить свой след в современном искусстве сгубили художника и унесли жизнь его брата. Теперь трудно сказать, стоило ли оно того, особенно в наших далеких от творчества реалиях. У старшего из братьев остались жена и маленькая дочь...

Кристина УБАЙДУЛЛАЕВА.


Последние фотографии подхорунжего Колесникова А. сделанные 20 марта 2013 г. в гимназии 70.


Комментариев нет:

Отправить комментарий