Вредные советы
В.Г. Перов. Проповедь в селе. 1861 г.
Проповедник так или иначе может испортить проповедь. Но это под силу и его слушателям. Немножко изобретательности, чуть-чуть практики, и всё получится! Приведенные ниже вредные советы помогут сориентироваться и пропустить даже очень хорошую проповедь мимо ушей, ума и сердца.
Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом. Также можно поискать свободное место на лавочке. Если найдешь, сядь и подремли. Если нет, не отчаивайся: проповедь не затронет твоего сознания, если ты займешься целованием икон, поставлением свечей или таким добрым делом, как сбор огарков. Более того, веди себя активно и суетливо, и, возможно, проповедь будет испорчена не только для тебя, но и для других прихожан, которые будут отвлекаться на твои действия. Есть и другие способы навредить окружающим. Например, с началом проповеди присоседься к знакомой бабушке и расспроси ее про здоровье. Или подойди к мамочке с детишками и сочувствующе поинтересуйся, как она с ними справляется. Таким вежливым разговором можно убить двух зайцев одним выстрелом: проповедь для себя и проповедь для собеседника.
Перемещения с прихода на приход очень помогают если не загубить проповедь на корню, то, по крайней мере, минимизировать ее влияние. Здесь уместно привести бородатую шутку о том, как после сильной и трогательной проповеди все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, тот человек ответил: «Я не с этого прихода». Постоянные скитания с прихода на приход мешают разглядеть в священнике духовного отца, проникнуться к нему доверием и симпатией. Недаром поговаривали древние римляне, что nemo orator nisi vir bonus (никто не может быть оратором, если не живет благочестиво). А это означает и обратное: если не позволить себе (или другим) увидеть в проповеднике человека доброго и хорошего, то и проповеди его утратят до половины своего достоинства.
Еще более искусный способ испортить проповедь заключается в том, чтобы поступать вопреки ее призывам. Если постараться, можно подорвать доверие ко всему проповедническому труду священника. Для этого следует после проповеди о любви разругаться с кем-нибудь при выходе из храма; после проповеди о милосердии – картинно фыркнуть, проходя мимо нищего у ворот; после проповеди о терпении – громко жаловаться во все уши на те или иные тяготы жизни. Таким образом происходит наглядная демонстрация того, что соль проповеди потеряла силу, а поучения проповедника – простые теоретизирования, не сочетающиеся с реальной жизнью. Важно проявить настойчивость и поступать раз за разом в этом же духе.
Хорошая проповедь сподвигает к размышлениям, в которых слушатель пытается приложить ее к своей жизни. Как пластырь или как розгу. От этих размышлений, а значит и от пользы проповеди, можно отвлечь. Достаточно после службы занять знакомого прихожанина беседой о том, как хорошо/плохо пел хор, как торжественно возглашал диакон, как вкусно благоухал ладан и т.д. Не говорите о проповеди. Чтобы растение засохло, его достаточно перестать поливать.
Если уж собеседник все-таки тяготеет к теме проповеди, то стоит воспользоваться вопросом: «Понравилась ли тебе проповедь?» Это очень замечательный вопрос, обладающий большим потенциалом к разрушению проповеднических стараний священника. Задать такой вопрос – значит свести проповедь с уровня глотка воды в пустыне до уровня деликатеса в ресторане. В первом случае вкусовые качества воды не обсуждают, ее пьют, чтобы жить, а во втором можно и носом покрутить и свое фе высказать. Если этот вопрос задавать везде и всюду, погромче да почаще, то он начнет витать в воздухе, и в конце концов его может унюхать и сам проповедующий, который, в свою очередь, может поддаться чаяниям публики и начать работать над «приятностью» наставлений. Тем самым есть шанс сломать или извратить тот идеал, когда проповедник и слушатели должны соработничать, когда в частных беседах после службы тема проповеди углубляется и расширяется, когда прихожане становятся рупором, через который проповедь способна зазвучать сильнее.
Неуспехов тебе, читатель, в этом деле!
Комментариев нет:
Отправить комментарий