Семиреченское казачье войско было одним из 11 казачьих войск Российской империи.
Образованию Семиреченского казачьего войскапредшествовали весьма драматические события. Край, называемый Семиречьем, стал в середине XIX столетия ареной борьбы между китайцами, уничтожившим за сто лет до этого Джунгарское ханство и вырезавшими поголовно его население, и кокандцами, мало уступавшими китайцам в своей жестокости. Но если китайцы, увидев грамоту того или иного султана, закреплённую русской печатью сдвуглавым орлом, тут же отказывались от своих гегемонистских притязаний, то кокандцы не принимали во внимание факт нахождения казахов в русском подданстве. Положение усугублялось тем, что за спиной кокандского хана стояли англичане, помогавшие всем, кто препятствовал распространению русского влияния в Средней Азии.
Казахские роды формально уже давно находились в русском подданстве (См. Присоединение Казахстана к России). Тем не менее, ни русских войск, ни русских поселений в этих краях не было, и казахи, когда на них сильно наседали бухарцы, хивинцы или кокандцы, могли лишь откочевать под защиту русских укреплений Сибирской линии, построенной вдоль границы России в XVIII веке. Однако такой способ защиты от набегов не подходил казахам Старшего Жуза, земли которого находились в Южном и Юго-Восточном Казахстане. Кроме того, значительная часть казахов Старшего Жуза жила осёдло, и не могла бросить дома, поля и огороды. Именно эту часть казахов и стремились поработить кокандцы.
Угнетению казахов кокандцами потворствовали и казахские коллаборационисты. Так, в 1831—1834 годах бывший русский подданный казахский султан Саржан Касымов уговорил кокандского хана дать ему воинские отряды, с помощью которых он стал совершать грабительские набеги на кочевья казахов Среднего Жуза. На реке Сары-Су Касымов построил два укрепления, но потерпел поражение от царских войск и вынужден был скрыться в Коканде. В мае 1834 г. по приказу кокандского правителя ташкентский беклярбек вместе с тем же Касымовым в сопровождении шеститысячной армии двинулся на казахские аулы Среднего Жуза и дошел до реки Ишим.
Казахские султаны
Русские власти не могли спокойно смотреть на бедствия своих степных подданных, и было решено передвинуть линию русских крепостей ещё дальше на юг. Первым шагом в этом направлении стало учреждение Аягузского внешнего округа, о котором попросил русских казахский султан Сарт. Одна сотня казаков, поселившихся вместе со своими семьями в Аягузе (северо-восточнее озера Балхаш на 47°58′00″ с. ш. 80°26′00″ в. д.), стала гарантией от кокандских нападений на казахские земли, расположенные севернее Балхаша.
Памятник Кенесары Касымову в Астане
Однако в 1841 году власть над некоторыми казахскими родами захватил хан Кенесары Касымов, будучи чингизидом и внуком последнего всеказахского хана Аблая, Кенесары, объявил о выходе казахов из русского подданства. Вопреки утверждениям советской и современной казахской историографии, русские войска не занимались подавлением так называемого восстания Кенесары Касымова. Они ограничивались лишь военным сопровождением караванов, идущих в Китай и Среднюю Азию, которые кенесаристы грабили под видом взимания пошлины, а также обороной крепостей, под защиту которых откочёвывали казахи, сохранившие верность русскому императору. Для защиты этих казахов русским пришлось построить две дополнительных крепости – Иргиз и Тургай. Деспотизм Кенесары и насаждение им исламских законов, которые казахами никогда не соблюдались, вызвали недовольство казахского и киргизского населения. В конце концов в 1847 году, противКенесары восстали дикокаменные киргизы, которые взяли его в плен, обезглавили и отправили его голову в Омск сибирскому генерал-губернатору Горчакову.
Положительный Аягузский опыт с одной стороны и усилившиеся агрессивные действия кокандцев сподвигли русское правительство на дальнейшее продвижение на юг. В 1847 году отряд есаула Абакумова основал в 638 вёрстах к югу от города Семипалатинска крепость Капал.
В 1848 году на только что учрежденную тогда должность пристава Большой орды назначается майор барон Врангель, в руках которого сосредоточивается всё административное управление краем. Ему же подчиняются все расположенные здесь войска. Капальская крепость стала местом пребывания пристава. Для удобства сообщений по Высочайшему повелению 22 мая 1848 года было учреждено почтовое сообщение между Аягузом и Капалом, для чего было приказано устроить между этими пунктами 12 пикетов. Одновременно с постройкой Капальскаго укрепления сюда были направлены переселенцы-казаки из 9-го сибирского полкового округа. Партии переселенцев прибывали сюда в течение 1848-50 годов, поселялись вблизи Капальскаго укрепления и образовали здесь станицу Капальскую.
Казахи Старшего жуза
В эти несколько лет граница русских владений проходила в этих местах по реке Или, на левом берегу которых начинались владения Кокандского ханства. С выходом на берега Или почти все казахи оказались не только в русском подданстве, но и на русской территории, поскольку в те времена Заилийский край населяли не столько казахи, сколько дикокаменные киргизы, признававшие за собой кокандское подданство.
Главным опорным пунктом кокандцев в Заилийском крае была крепостца Таучубек, на реке Каскелен (левый приток Или), представлявшая редут сорока сажен длины в каждом боку и имевшая человек 150 гарнизона. 4 апреля 1850 года из Капала для взятия этой крепости был направлен отряд капитана Гутковского в составе 175 казаков, 50 пехотинцев и двух орудий. 19 апреля он приступил к осаде Таучбека. Однако на помощь кокандцам неожиданно пришло трёхтысячное подкрепление, и отряд Гутковского вынужден был отступать. С боем прорываясь через ряды кокандцев, отряд отошёл к Или и 25 апреля вернулся на русскую территорию. Несмотря на то, что задачу отряд не выполнил, кокандцы оказались под впечатлением умелых и храбрых действий русских казаков и поняли, что с более крупными русскими частями тягаться им будет не под силу.
В следующем году к Таучбеку выступил новый отряд подполковника Карбышева. Крещёный татарин Михаил Карбышев – отец будущего советского генерала – хорошо знал местные языки и пользовался в степи определённым авторитетом. Поэтому к отряду, имевшему один батальон пехоты, четыре сотни казаков, два лёгких и четыре батарейных орудия, присоединились также отряды казахского ополчения, численностью в две с половиной сотни человек. 18 мая 1851 года отряд выступил из Капала, и 7 июня прибыл под стены Таучубека. Завидев такую силищу, гарнизон бежал, бросив свои укрепления. Крепость была разрушена до основания, и 30 июля отряд вернулся в Копал.
Под влиянием русских успехов один из влиятельных киргизских манапов Урман Ниязбек попросил принять его в русское подданство. Чтобы официально принять Ниязбека в русское подданство и обеспечить ему защиту от его бывшего сюзерена, в Заилийский край был снаряжён отряд нового пристава Большой орды майора Перемышльского. В состав отряда вошли одна рота 8-го линейного Сибирского батальона в составе, две сотни казаков 7-го и 8-го Сибирских полков, двухорудийный взвод конноартиллерийской Сибирской казачьей батареи, две ракетных установки и 10 казаков из 10-го Сибирского полка. Численность отряда составила 469 человек. Отряд выступил в путь 2 июля 1853 года.
21-го июля отряд остановился в долине реки Талгар. Местность показалась начальнику отряда настолько удобной во всех отношениях и выгодной для расположения на ней предположенного укрепления, что он уже думал приступить к заготовке лесных материалов для будущих казенных строений. Казаки начали запасать сено на зиму. Капальские казахи исправно доставляли Перемышльскому почту и продовольствие.
Казахи доставляли продовольствие отряду майора Перемышльского на верблюдах.
Первый рисунок укрепления Заилийского – будущего Верного, нынешнего Алматы.
По просьбе майора казакам начали доставлять жалование не в ассигнациях, а в серебряных монетах, так как местное население не признавало бумажных денег. Серебряные же монеты, наоборот, высоко ценились местными женщинами, использовавшими их в качестве украшения. Кстати говоря, традиция украшать одежду монетами дожила до позднесоветских времён, и ещё в 70-е годы ХХ века можно было встретить пожилых казашек, чапаны которых были украшены советскими медно-никелевыми монетами. Однако осмотрев в конце июля – начале августа вместе с инженер-поручиком Александровым долину Малой Алматинки, Перемышльский понял, что это место гораздо более удобно для укрепления. 4 февраля 1854 года было заложено укрепление Заилийское, из которого потом вырос город Верный. 1 июля 1855 года следующий пристав Большой орды войсковой старшина Шайтанов привёл в Заилийское первых казаков-поселенцев. Они-то и заложили Большую станицу около крепости. Начиная с 1856 года, каждый год в Заилийское посылали по одной сотне казаков с семьями и по 200 семей переселенцев из внутренних губерний России.
Герасим Алексеевич Колпаковский
Памятник Узун-Агачской битве
3 ноября 1856 года в Заилийском крае был образован Алатавский округ. Первым его начальником стал бывший пристав Большой орды Перемышльский. В 1858 году начальником Алатавского округа был назначен майор Герасим Алексеевич Колпаковский. В 1860 году он был произведён в подполковники и в том же году казаки под его командованием принимают участие в экспедиции на реку Чу, в ходе которой были захвачены кокандские крепости Пишпек и Токмак. А вскоре после его возвращения из похода, 21 октября 1960 года, началось трёхдневное Узун-Агачское сражение, в котором малочисленные силы Колпаковского наголову разгромили 16-тысячное войско кокандского сераскираКанаат-Ша.
11 июля 1867 года в составе Туркестанского губернаторства была образована Семиреченская область. первым её губернатором стал Герасим Колпаковский. А 13 июля того же года из 9-го и 10-го полковых округов Сибирского казачьего войска было образовано самостоятельное Семиреченское казачье войско.
Семиреченское казачество было разбросано в четырех уездах этой области, в 28 станицах. К 1 января 1894 года его численность составила 32772 человек, в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 жен.) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, 15 христиан других конфессий, 68 евреев, 2339 магометан и 10 язычников.
По данным на начало 1914 года в составеСемиреченского казачьего войска было 19 станиц и 15 выселков, с населением 22473 войскового сословия (из них 60 офицеров и 5767 казаков готовых на службу, при 3080 лошадях).
В мирное время войско выставляло 1 конный полк с 32 офицерами, 668 нижними чинами и 708 лошадей, а в военное — три конных полка четырёхсотенного состава, с 45 офицерами 1965 нижними чинами и 2106 лошадей. Кроме того, с 1906 года в составе 3-й сотни лейб-гвардии Сводно-казачьего полка имелся взвод семиречнских казаков.
Порядок службы казаков был определён Положением о военной службе казаков Семиреченского войска 1879 года. Семиреченское казачье войско подчинялось Главному управлению казачьих войск, которое осуществляло руководство через командующего войсками Семиреченской области, который являлся одновременно наказным атаманом, и подчинялся сначала Туркестанскому, затем, с 1882 года степному, а с 1899 года снова туркестанскому генерал-губернатору.
Для семиреченских казаков было характерно развитое самоуправление. Специальным положением 1870 г. вместо подчиненности населения военному губернатору и уездным начальникам вводилось почти полное самоуправление в станичных обществах. Важная роль отводилась главному органу самоуправления – сходу, на котором могли присутствовать и лица невойскового сословия, имевшие недвижимость в районе станиц, но они получали право голоса только в делах, их касающихся.
Семиреченские казаки получили малиновые лампасы, малиновые околыши фуражек и малиновые погоны.
Семиреченские казаки активно участвовали в завоевании Средней Азии Российской империей. Первой крупной акцией, которую предприняло новое войско (вместе с сибирцами) под командованием Колпаковского, стал Кульджинский поход 1871 г. Кульджа была вторым по величине городом Илийской провинции, располагаясь на выгодных торговых путях во внутренние районы Китая. В 1871-81 гг. этот край находился под протекторатом России, а позже здесь обосновалось русское консульство, действовала школа военных переводчиков, отделение Русско-китайского банка. В самом городе было много русских магазинов, мельниц и даже небольшая больница.
В японской войне семиреченские казаки не участвовали, но были мобилизованы и самоотверженно подавляли мятежную смуту в Туркестане, вспыхнувшую тотчас же после войны. Полки трёх очередей войска были мобилизованы для участия в Первой мировой войне. На январь 1917 года из 6107 военнообязанных казаков на военной службе состояло 4167 человек. Первый полк, носивший имя генерала Колпаковского, воевал в действующей армии. Второй же нёс оккупационную службу в Персии.
2-й Семиреченский казачий полк прибыл в Верный из Персии 31 января (13 февраля) 1918 г. Еще в пути, при движении через охваченные большевизмом районы, полк оказался распропагандированным большевиками и частично сдал оружие Самаркандскому Совету. 13 (26) февраля 1918 г. на Войсковом Круге, состоялись выборы Войскового атамана, и на этот пост был избран командир 2-го Семиреченского казачьего полка полковник Генерального штаба Александр Михайлович Ионов, а уже в ночь со 2 на 3 марта (нового стиля) в Верном произошло восстание большевиков с участием революционно настроенных казаков 2-го полка, в результате чего органы Временного правительства и Войсковой Круг были разогнаны. Некоторое время Войсковой Совет и Войсковое правительство еще пытались наладить отношения с образовавшимся после переворота Военно-революционным комитетом, тем более, что в марте у них появилась более надежная опора чем 2-й полк – из Действующей армии в Семиречье возвратились 1-й Семиреченский казачий генерала Колпаковского полк, Семиреченский взвод Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка и 2-я Семиреченская отдельная казачья сотня. Но, почувствовав свою силу, Семиреченский ВРК арестовал Войскового атамана и распустил Войсковой Совет. Казаки-фронтовики, частично сдав оружие совдепу, разъехались по домам.
Впоследствии часть казаков во главе с Ионовым приняла участие в Гражданской войне на стороне белых, в руках которых долгое время находилось Северное Семиречье. Генерал-майор Ионов решил оказачить все население Семиреченской области. По его мысли, оказачивание семиреченских крестьян необходимо было провести, чтобы сгладить противоречия между ними и казаками, создать сильное и хорошо управляемое войско. Однако крестьяне неохотно шли в казаки, боясь тягот воинской службы.
Останки белоказаков в 120 году эвакуировались в Кульджу и позднее составили основу войск Синьцзяня и приняли участие в синьцзяньской войне 1933 года.
Возрождение Семиреченского казачества началось в 1989 году, и сегодня в Казахстане и Киргизии существуют общины семиреченских казаков.
Современные семиреченские казаки
Комментариев нет:
Отправить комментарий