четверг, 6 февраля 2014 г.

У семи рек

Аргументы и факты. Кыргызстан. №6, 2014
О кыргызских казаках Семиречья

Интерес к запретному в советское время заграничному образу жизни у жителей бывших союзных республик сначала возрос, а теперь постепенно угасает. Модная безвкусица, эпатаж, обилие телесериалов и реалити-шоу стали приедаться. В каждой стране есть желающие потихоньку вернуться к истокам, традициям предков. Возрождают и уже подзабытые понятия: суд аксакалов, казачий круг.
Казаки в Российской Империи считались одним из столпов стабильности. Они охраняли границу, следили за порядком в приграничных районах, в случае необходимости были готовы отдать жизнь за Отечество. Потому большая часть их не приняла революцию 1917 года, встав на сторону Белой гвардии. Но и те, которые были лояльны к новому строю, оказались не нужны. Казачество, как военное сословие, ликвидировали, движение - расказачили, а семьи выслали с обжитых мест: в Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Сибирь... После развала Союза началось возрождение традиций, культуры и быта казачества. Появились первые станицы, образовывались казачьи организации...

В поисках себя

Потомки семиреченских казаков, живших в Казахстане и Кыргызстане, тоже решили вернуть в наши дни уклад предков. Те, кто не покинул страну, по крупицам собирают архивные знания, восстанавливают быт, традиции, культуру семиреков. Помогает им в этом представительство Россотрудничества в республике и посольство РФ.

- Сейчас казачье движение достаточно активно возрождается везде - и в России, и в Кыргызстане. Год назад была зарегистрирована международная общественная организация «Семиреченское казачье войско», куда вошли представители Кыргызстана, Казахстана и даже Калифорнии. Кроме того, они - российские соотечественники, проживающие в республике, и поэтому Посольство РФ и Представительство Россотрудничества оказывают им содействие в проведении различных мероприятий, - рассказал Алексей ЗЕНЬКО, руководитель пред-ставительства Россотрудничества в КР.

 - Казаки обеспечивают порядок на праздничных Богослужениях. Ведь православие для казачества - духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения. Они помогают строить храмы. Благодаря казачеству была возведена церковь в селе Ленинском. На сегодня это одна из крупных общественных организаций, в неё входит несколько тысяч человек.

Одним их проектов по возрождению истории семиреченско го казачества стала этнографическая экспедиция, прошедшая летом 2013 года.

- Экспедиция работала в Караколе, Тюпе, Шопокове, Ленинском и ряде других населённых пунктов. Пред ней стояла задача найти прямых потомков представителей семиреченского казачества на кыргызстанской земле, узнать об особенностях уклада, быта и культуры, характерные для их предков. По словам ее участников, часть потомков семиреченских казаков в советское время и за последние 20 лет выехали из страны, на их место прибыли потомки казаков из других групп, - отметил Алексей Петрович. - Ученые нашли непосредственных потомков казаков, которые предоставили из семейного архива документы своих дедов и прадедов, узнали подробности быта казаков в регионе. По итогам экспедиции в октябре 2013 года бала проведена презентация, которая вызвала интерес как у СМИ, так и простых граждан. Что доказало: народ хочет знать о своих корнях.

Поэт-атаман

И не только хочет знать, но и желает жить по законам предков. Как Виталий МАТКО. Приехав с семьёй из Казахстана в середине девяностых, он поселился в селе Студенческом под Бишкеком. Работал в местной школе учителем начальных классов, потом ушёл на вольные хлеба - стал частным предпринимателем. Известен же Виталий больше как автор и исполнитель песен.
- Что подтолкнуло к сочинительству и гитаре, даже не знаю, - рассказал Виталий МАТКО.

- До этого не играл ни на каких музыкальных инструментах, а здесь - понесло! Музыка и песни - это в основном пережитое, пропущенное через себя. Какие-то музыкальные произведения даются легко, буквально за три минуты. Есть одна песня, которая была написана таким образом. Я с ней в конкурсах участвовал и даже два диплома получил за неё. А бывает и так... Напишешь несколько строчек - они лежат полгода, без продолжения. Потом возвращаешься к ним, и появляется куплет. Ещё через какое-то время садишься за гитару, начинаешь наигрывать - и песня льётся сама!

Определённого «формата» у Матко нет. Есть и любовная лирика, и рассказы в стихах, и баллады, и стихотворения, написанные под влиянием прочитанного, увиденного, пережитого. Автора можно увидеть на фестивале православной культуры «Благовест», на концертах, организованных Россотрудничеством и арт-вечерах.

Но за бурной творческой деятельностью и семейной жизнью автор-исполнитель не забывает и о своих корнях. Дед Виталия по отцовской линии - донской казак, и тяга к казачьим песням, укладу, оружию, и заповедям была у него в крови. И в 2011 году Матко принял решение: пройти «верстание». Сначала он был простым станичником. А вскоре стал атаманом в Военно-Антоновке. Начинать пришлось с нуля, сейчас же под началом Матко уже 22 казака.

- Главное требование к будущим казакам - православная вера. Они должны быть людьми, уважающими себя и окружающих, - делится атаман. - Казачество в нашем селе - это объединение русскоязычных жителей, своеобразная замена диаспоре. Поэтому к нам приходят абсолютно разные люди - и те кому за 40, и кадеты, которых приводят родители, чтобы не болтались на улице. Мы вместе проводим какие-то торжества, отмечаем все казачьи и православные праздники, ходим в храм по воскресеньям, помогаем нуждающимся. Активно работаем и с молодёжью, выступаем против употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения, привлекая их к спорту. Поощряем званиями, наградами. Вывозим на соревнования между станицами, ездим в горы, устраиваем совместные трапезы... Благодаря Россотрудничеству открыли уголок русской культуры, - не без гордости отметил атаман. А ведь нужно еще и форму пошить, и курсы по казачьим традициям провести, ибо стариков, помнящих их, мало - не всё же черпать из Интернета!

К тому же в свете шовинистических высказываний некоторых политиков возникают вопросы: а нужно ли, стоит ли? не опасно ли заниматься возрождением казачества в канун столетия событий 1916 года? Но Виталий утверждает: простым жителям республики этноконфликты не нужны, за всё время его подопечные не столкнулись с национализмом ни разу. И уезжать они не собираются: ведь по старой поговорке «Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет».

- Односельчане относятся к нам хорошо, даже нерусскоязычные. Когда мы устраиваем концерты, приходят все, куда бы не зашёл, везде приветствуют: «Здорово, атаман! Работай, а мы тебя поддержим!» И помогают - посильно, кто, чем может. Простым людям не нужны распри. Мы не собираемся ни с кем воевать, мы - общественное объединение. Казаки вне политики, но за правопорядок. И если будут какие-то беспорядки, всегда придём на помощь! Хочется, конечно, остановить эту волну миграции, чтобы в мире и согласии жили все люди... Казаки Семиречья должны жить здесь, в Средней Азии, мои ребята - будут заводить семьи, поднимать село!

Елена КОРОТКОВА


Семиреченское казачье войско - иррегулярное войско, образованное в 1867 году из 9-го и 10-го полковых округов Сибирского казачьего войска. Войску присвоено старшинство, одинаковое с Сибирским казачьим (с 1582 года). Основными его задачами были оборона восточной границы Туркестана и несение сторожевой и охранной служб в Семиреченской области Российской Империи (юго-восток Казахстана, север Кыргызстана). Войсковой штаб располагался в городе Верном, войсковой атаман - в Ташкенте. Семиреченские казаки участвовали в завоевании Средней Азии Российской империей (в Кульджинском походе 1871 года, Хивинском походе 1873 года, Кокандских походах 1875 и 1876 годов), в первой мировой войне. В Гражданскую войну большая часть семиреков боролась на стороне Белого движения, а после победы Советской власти Семиреченское казачье войско было ликвидировано.

Казаком может стать любой желающий православной веры. Для этого он должен пройти церемонию «верстания» в казаки. Три месяца - испытательный срок. За это время три наставника-поручителя обучают его обычаям, традициям, культуре и быту, кодексу чести казачества. Кроме того, в курс входят права и обязанности члена казачьей общины и основы православного вероисповедания. После - собеседование в Совете стариков. Результат положительный - новичка представляют казачьему кругу. Если за же¬лающего “верстаться” в казаки проголосовало более двух третей голосов от присутствующих на сходе (круге), он считается поверстанным в казаки. Затем принимает в присутствии священника присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной. После чего становится обладателем всех прав и обязанностей казака, которые вместе со званием передаются по наследству и закрепляются особой грамотой.



Комментариев нет:

Отправить комментарий