г.Бишкек, 02 декабря 2012 г.
Уважаемый Владыка Феодосий,
Отец Александр,
уважаемый господин Верховный атаман,
господа атаманы,
господа старики,
братья казаки,
уважаемые гости!
Атаманское правление, организационный комитет искренне и сердечно приветствует Вас, выборных делегатов и гостей на первом объединенном Войсковом круге «Семиреченского казачьего войска».
Как всегда в таких случаях, я не могу не выразить слова нашей признательности и благодарности всем тем, кто оказывал и оказывает нам помощь и поддержку.
1. Краткая история Семиреченского казачьего войска
Семиреченская область, в составе Туркестанского генерал-губернаторства, была образована 13.07.1867г. Тогда же было учреждено Семиреченское казачье войско (СмКВ) на основе двух казачьих полков Сибирского казачьего войска, Которое 01.12.2012г. отметило свое 450-летие, присланных ранее в 1862 году для освоения новых территорий и охраны южных границ Российской империи, а также торговых путей из Синьцзяна (Китай) в Россию. Первоначальным местом службы сибирских казаков были станицы: Надеждинская, Любавинская и Софийская, названные в честь дочерей генерал-губернатора области - Колпаковского Г. А., первого наказного атамана СмКВ. СмКВ - иррегулярное войско.
Войску присвоено старшинство, одинаковое с Сибирским казачьим войском, то есть с 1582 года. Размещалось в Семиреченской области. Основными задачами войска являлись оборона восточной границы Туркестана, несение сторожевой и охранной служб, выполнение ряда полицейских функций. Войско размещалось станицами с прилагаемыми земельными угодьями. Располагались станицы между реками Чу и Аягуз. Между этими реками протекает еще 5 рек: Или, Кок Су, Каратал, Лепсы. Отсюда и название «Семиречье». Все реки, за исключением реки Чу, впадают в озеро Балхаш. Река Чу теряется в песках Мойшенкума. Кроме того, было много станиц на побережье озера Иссык-Куль, которые также входили в состав Семиреченского казачьего войска.
Порядок службы казаков был определён Положением о военной службе казаков Семиреченского войска от 1879 года. Войско подчинялось Главному управлению казачьих войск, которое осуществляло руководство через командующего войсками Семиреченской области, который являлся одновременно наказным атаманом, и подчинялся с 1899 года туркестанскому генерал-губернатору. Станицы возглавлялись станичными атаманами, подчинёнными наказному атаману. Служили Семиреченские казаки в течение 18 лет, а потом еще в течение 10 лет находились в станичном ополчении.
Войско быстро развивалось и крепло. Если, например, в 1894 году в войске насчитывалось (по переписи) 32 772 человека, то на январь 1916 года уже 45 307 человек. Если первоначально войско состояло из сибирских казаков, то в конце XIX – начале XX веков войско пополнялось, в основном, за счет кубанских, яицких, донских казаков, которые куренями, добровольно выезжали осваивать новые земли. По просьбе кубанцев в начале XX века им официально разрешили ношение формы кубанских казаков. Войско владело большими земельными угодьями (744 тыс. га). Хлебопашество составляло самый главный и самый прибыльный предмет хозяйства. Казаки занимались также пчеловодством, коневодством, разведением крупного рогатого скота и (в незначительной степени) рыболовством. Вопреки расхожему и навязываемому мнению, пьянство в войске не поощрялось и не культивировалось. Не поощряется оно и сейчас.
В начале XX века, в мирное время войско выставляло 1 конный полк, четырёхсотенного состава, а в военное — 3 конных полка четырёхсотенного состава и 12 отдельных сотен.. Полки трёх очередей войска были мобилизованы для участия в Первой мировой войне. На январь 1917 года из 6107 военнообязанных казаков на военной службе состояло 4167 человек.
Значительная часть казаков, в годы Гражданской войны боролась на стороне Белого движения, меньшая часть - на стороне Советской власти. В апреле 1920 года, после победы Советской власти в Семиречье, Семиреченское казачье войско было упразднено. Часть Семиреченских казаков ушли в Западный Китай, основав колонию в г. Кульдже. Те же казаки, что остались на своих землях были подвергнуты расказачиванию. Запрещено было даже употребление слова «казак». Так, например, в официальной биографии героя-панфиловца Николая Ананьева до сих пор написано, что родился он в бедной крестьянской семье. Хотя на самом деле Николай Ананьев – родовой казак из станицы Сазановская, что на побережье озера Иссык-Куль. А бедной семья стала после расказачивания. Позже село Сазановка переименовали в честь героя в село Ананьево. И это было правильно. Интересен курьезно-трагический факт. В 1924 году большевики учредили печатный орган – газету «Семиреченская Правда». Но название живо и остро напомнило о Семиреченских казаках. Ведь само название «Семиречье» было дано казаками. После выхода нескольких номеров газету переименовали в «Джетысуйская Правда» (Джеты Су по-казахски и по-киргизски означает семь рек).
В исторических очерках писателя М. Ивлева подробно изложена гибель войска (М.Ивлев: Гибель Семиреченского казачьего войска (1917-20 гг.). Страницы Истории).
2. Возрождение казачества в Семиречье
Возрождение казачества в Семиречье началось в 1989 году с момента создания Союза казаков России. Вначале процесс возрождения и в Казахстане и в Киргизии был единым, но с момента распада СССР и появлением новых независимых Государств со своим национальным законодательством, казаки были вынуждены проводить регистрацию своих обществ параллельно.
12 мая 1993 года была проведена юридическая регистрация казачьей организации в Киргизии как «Казачий культурно-экономический центр». Атаманом был избран родовой казак, участник ВОВ, кандидат наук Бучнев Михаил Иванович.
С развалом Советского Союза Семиреченские казаки Киргизии оказались отброшенными за две государственные границы от России, в азиатской республике, которая занималась, да и вынуждена заниматься сейчас только проблемами коренного населения. Началась неуправляемая миграция русскоязычного населения. Покинула Киргизию и значительная часть казачьей общины.
Оставшиеся, не захотев бросать могилы родителей и нажитое трудовыми мозолями подворья, убедившись, что помощи ждать не откуда, сплотились в крепкую казачью общину. Казаками был создан учебный центр, начался массовый пошив национальной одежды, наладилась казачья служба, были созданы казачьи хоры. Казачий храм Архистратига Божия Михаила в станице Беловодская стал центром возрождения Православия и казачества.
На середину и конец 90-х годов пришелся очень трудный период возрождения. Появились «ряженые» атаманы, вносившие раскол в ряды казаков. Причиной тому был и быстрый рост авторитета и популярности казачества, как организованной и сплоченной силы, так и целенаправленная политика националистически настроенных кругов во властных структурах, которым было крайне нежелательно, чтобы казачество стало авангардом русских диаспор в Киргизии и Казахстане. Появились малочисленные псевдоказачьи организации с «громкими» названиями и с атаманами с самоприсвоенными высокими чинами. Причем, в Казахстане кризис приобрел более глубокий характер и не разрешен до конца и в настоящее время.
Но не смотря на это, следует отметить основные значимые результаты:
• Созданы ансамбль «Казачья песня», и народный хор «Станица». Оба художественных коллектива имеют звания - «Народный». Народные казачьи художественные коллективы являются лауреатами и дипломантами практически всех республиканских и международных фестивалей, смотров и конкурсов. Стало доброй традицией проведение республиканского фестиваля казачьей песни "Любо, братцы, любо" и республиканских праздников казачьей песни
• В большинстве станиц работают спортивно-патриотические секции для молодежи, проводятся соревнования по различным видам спорта между станицами, округами, а также между другими организациями.
• В станицах работают женсоветы, клубы «Казачка».
• Решен вопрос о прохождении срочной военной службы и службе по контракту казаков Киргизии и Казахстана в российских военных базах на территории Киргизии.
• В дни очередной киргизской революции 10 апреля 2010г силами казаков, и под руководством казаков была остановлена более 2000-я толпа киргизов, намеревавшаяся захватить посевные поля, а также предотвращена попытка мародерства в станице в селе Ленинское (Станица Молдовановская). 04 августа 2010г. Силами казаков была предотвращена попытка разграбления Православного храма в станице Ново-Покровка.
• Имеется охранное предприятие, которое охраняет объекты в Иссык-кульской и Чуйской областей (пансионаты, предприятия)
• «Союза казаков Семиречья в Киргизии» - член международной общественной организации «Союз Сибирских, Уральских, Оренбургских, Семиреченских казаков» СКР. В 2010 году принято решение Совета Атаманов «СКС в Киргизии» о сотрудничестве с Международным казачьим центром по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Основная цель - патриотическое, спортивное, культурное воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций Казачества и Веры Православной. Первичная профилактика наркомании среди молодежи. Пропаганда здорового образа жизни на примере казачьей общины.
• Деятельность «Союза казаков Семиречья в Киргизии» отмечена наградами Министерства иностранных дел России и «Союза казаков России», результаты работы широко освещаются на страницах республиканских и российских газет, а также республиканским и российским телевидением.
• Имеется налаженная через казачьих офицеров связь с казачьими войсками России и Зарубежья.
• Казаки принимают участие в воинских парадах посвященных "Дню Победы".
• Атаманы и делегаты организаций Семиреченских казаков принимают активное участие в работе всех международных форумах и конференциях
• Регулярно выпускаются казачьи календари "Казаки за мир и стабильность" и казачьи буклеты "Союз казаков Семиречья в Киргизии".
• Наряду с двумя имевшимися в Киргизии казачьими православными храмами, казаки СКС в Киргизии всем миром в 2009 году построили и освятили третий православный храм в станице Молдавановской (с. Ленинское).
• Все казачьи чины подтверждены приказами по «Союзу казаков России» с правом ношения национальной одежды с установленными знаками различия.
• «Союз казаков Семиречья в Киргизии» поддерживает тесную связь со всеми национальными центрами, проживающими в Киргизской Республике, войсковой атаман является членом Координационного совета соотечественников.
• Войсковой атаман Семиреченского казачьего войска является членом координационного совета Международной конференции казаков России и зарубежья.
Объединение Семиреченского казачества всегда было одной из главных забот Семиреченских казаков. Поэтому по инициативе казачьего полковника Пестова И.И., казачьего полковника Белякова Г.Ф., казачьего полковника Иванникова Н.И. и атамана «Союза казаков Семиречья в Киргизии» Баженова Г.И. 07 мая 2011 года в Бишкеке состоялось совместное правление Атаманов и Атаманских Правлений казачьих общин Киргизии и Южного Казахстана, то есть представителей казачества, проживающего на исторической территории Семиреченского казачьего войска. На этом совете была провозглашена необходимость объединения, и взят курс на воссоздание СмКВ в его исторических границах. Разработан и принят Устав СмКВ как международного объединения юридических лиц. Поданы документы на регистрацию в Министерство Юстиции Киргизии. Процедура регистрации затянулась более чем на 12 месяцев. Все время находились какие-либо бюрократические зацепки, чтобы в очередной раз отказать в юридической регистрации. Вновь и вновь подаваемые документы рассматриваются в максимально допустимые по Закону сроки.
И вот 17 августа 2012 года Министерством Юстиции Кыргызской Республики было зарегистрировано новое юридическое лицо: «Международное объединение юридических лиц (ОЮЛ) – ассоциация «Семиреченское казачье войско» (СмКВ)», учредителями, которого стали организации:
1. ОО «Союз казаков Семиречья в Киргизии» (Киргизская Республика) СКР.
2. Общественный фонд ЦКСК «Центр культуры Семиреченских казаков» (Республика Казахстан) СКР.
3. ЧФ ФРСиК «Фонд Российских соотечественников и казачества» (Республика Казахстан) СКР.
Это не только юридическое оформление процесса объединения, но и возвращение Семиреченскому казачеству его исторического наименования. Многие казачьи организации Семиреков, не вошедшие в состав Учредителей, уже высказали намерение о вступлении в новую организацию, ибо это желание и требование казаков и сейчас в Семиреченском казачьем войске состоят шесть организаций:
1. ОО «Союз казаков Семиречья в Киргизии» (Киргизская Республика).
2. Общественный фонд ЦКСК «Центр культуры Семиреченских казаков» (Республика Казахстан).
3. ЧФ ФРСиК «Фонд Российских соотечественников и казачества» (Республика Казахстан).
4. ОО «Казачество Семиречья» (Киргизская Республика).
5. ОО «Землячество Семиреченских казаков» (Российская Федерация, Ставропольский край).
6. КНС «Казачий Народный Союз» (Калифорния, США).
Изначально СмКВ было есть и будет составной частью и структурным подразделением «Союза казаков России».
В настоящее время создан и работает сайт: «Семиреченское казачье войско», на котором можно узнать всю базовую и текущую информацию.
И в завершении своего выступления на этом историческом круге, хочу пожелать казакам выбрать достойного атамана.
Слава России, слава казачеству!
С нами Бог и атаман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий