четверг, 3 января 2013 г.

Доклад Войскового атамана Семиреченского казачьего войска Союза казаков России Г.И. Баженова на первом объединительном Круге Семиреченского казачьего войска


г.Бишкек, 02 декабря 2012 г.

Уважаемый Владыка Феодосий,
Отец Александр, 
уважаемый господин Верховный атаман, 
господа атаманы, 
господа старики, 
братья казаки, 
уважаемые гости!

Атаманское правление, организационный комитет искренне и сердечно приветствует Вас, выборных делегатов и гостей на первом объединенном Войсковом круге «Семиреченского казачьего войска».

Как всегда в таких случаях, я не могу не выразить слова нашей признательности и благодарности всем тем, кто оказывал и оказывает нам помощь и поддержку.



1. Краткая история Семиреченского казачьего войска

Семиреченская область, в составе Туркестанского генерал-губернаторства, была образована 13.07.1867г. Тогда же было учреждено Семиреченское казачье войско (СмКВ) на основе двух казачьих полков Сибирского казачьего войска, Которое 01.12.2012г. отметило свое 450-летие, присланных ранее в 1862 году для освоения новых территорий и охраны южных границ Российской империи, а также торговых путей из Синьцзяна (Китай) в Россию. Первоначальным местом службы сибирских казаков были станицы: Надеждинская, Любавинская и Софийская, названные в честь дочерей генерал-губернатора области - Колпаковского Г. А., первого наказного атамана СмКВ. СмКВ - иррегулярное войско.

Войску присвоено старшинство, одинаковое с Сибирским казачьим войском, то есть с 1582 года. Размещалось в Семиреченской области. Основными задачами войска являлись оборона восточной границы Туркестана, несение сторожевой и охранной служб, выполнение ряда полицейских функций. Войско размещалось станицами с прилагаемыми земельными угодьями. Располагались станицы между реками Чу и Аягуз. Между этими реками протекает еще 5 рек: Или, Кок Су, Каратал, Лепсы. Отсюда и название «Семиречье». Все реки, за исключением реки Чу, впадают в озеро Балхаш. Река Чу теряется в песках Мойшенкума. Кроме того, было много станиц на побережье озера Иссык-Куль, которые также входили в состав Семиреченского казачьего войска.

Порядок службы казаков был определён Положением о военной службе казаков Семиреченского войска от 1879 года. Войско подчинялось Главному управлению казачьих войск, которое осуществляло руководство через командующего войсками Семиреченской области, который являлся одновременно наказным атаманом, и подчинялся с 1899 года туркестанскому генерал-губернатору. Станицы возглавлялись станичными атаманами, подчинёнными наказному атаману. Служили Семиреченские казаки в течение 18 лет, а потом еще в течение 10 лет находились в станичном ополчении.

Войско быстро развивалось и крепло. Если, например, в 1894 году в войске насчитывалось (по переписи) 32 772 человека, то на январь 1916 года уже 45 307 человек. Если первоначально войско состояло из сибирских казаков, то в конце XIX – начале XX веков войско пополнялось, в основном, за счет кубанских, яицких, донских казаков, которые куренями, добровольно выезжали осваивать новые земли. По просьбе кубанцев в начале XX века им официально разрешили ношение формы кубанских казаков. Войско владело большими земельными угодьями (744 тыс. га). Хлебопашество составляло самый главный и самый прибыльный предмет хозяйства. Казаки занимались также пчеловодством, коневодством, разведением крупного рогатого скота и (в незначительной степени) рыболовством. Вопреки расхожему и навязываемому мнению, пьянство в войске не поощрялось и не культивировалось. Не поощряется оно и сейчас.

В начале XX века, в мирное время войско выставляло 1 конный полк, четырёхсотенного состава, а в военное — 3 конных полка четырёхсотенного состава и 12 отдельных сотен.. Полки трёх очередей войска были мобилизованы для участия в Первой мировой войне. На январь 1917 года из 6107 военнообязанных казаков на военной службе состояло 4167 человек.

Значительная часть казаков, в годы Гражданской войны боролась на стороне Белого движения, меньшая часть - на стороне Советской власти. В апреле 1920 года, после победы Советской власти в Семиречье, Семиреченское казачье войско было упразднено. Часть Семиреченских казаков ушли в Западный Китай, основав колонию в г. Кульдже. Те же казаки, что остались на своих землях были подвергнуты расказачиванию. Запрещено было даже употребление слова «казак». Так, например, в официальной биографии героя-панфиловца Николая Ананьева до сих пор написано, что родился он в бедной крестьянской семье. Хотя на самом деле Николай Ананьев – родовой казак из станицы Сазановская, что на побережье озера Иссык-Куль. А бедной семья стала после расказачивания. Позже село Сазановка переименовали в честь героя в село Ананьево. И это было правильно. Интересен курьезно-трагический факт. В 1924 году большевики учредили печатный орган – газету «Семиреченская Правда». Но название живо и остро напомнило о Семиреченских казаках. Ведь само название «Семиречье» было дано казаками. После выхода нескольких номеров газету переименовали в «Джетысуйская Правда» (Джеты Су по-казахски и по-киргизски означает семь рек).

В исторических очерках писателя М. Ивлева подробно изложена гибель войска (М.Ивлев: Гибель Семиреченского казачьего войска (1917-20 гг.). Страницы Истории).

2. Возрождение казачества в Семиречье

Возрождение казачества в Семиречье началось в 1989 году с момента создания Союза казаков России. Вначале процесс возрождения и в Казахстане и в Киргизии был единым, но с момента распада СССР и появлением новых независимых Государств со своим национальным законодательством, казаки были вынуждены проводить регистрацию своих обществ параллельно.

12 мая 1993 года была проведена юридическая регистрация казачьей организации в Киргизии как «Казачий культурно-экономический центр». Атаманом был избран родовой казак, участник ВОВ, кандидат наук Бучнев Михаил Иванович.

С развалом Советского Союза Семиреченские казаки Киргизии оказались отброшенными за две государственные границы от России, в азиатской республике, которая занималась, да и вынуждена заниматься сейчас только проблемами коренного населения. Началась неуправляемая миграция русскоязычного населения. Покинула Киргизию и значительная часть казачьей общины.

Оставшиеся, не захотев бросать могилы родителей и нажитое трудовыми мозолями подворья, убедившись, что помощи ждать не откуда, сплотились в крепкую казачью общину. Казаками был создан учебный центр, начался массовый пошив национальной одежды, наладилась казачья служба, были созданы казачьи хоры. Казачий храм Архистратига Божия Михаила в станице Беловодская стал центром возрождения Православия и казачества.

На середину и конец 90-х годов пришелся очень трудный период возрождения. Появились «ряженые» атаманы, вносившие раскол в ряды казаков. Причиной тому был и быстрый рост авторитета и популярности казачества, как организованной и сплоченной силы, так и целенаправленная политика националистически настроенных кругов во властных структурах, которым было крайне нежелательно, чтобы казачество стало авангардом русских диаспор в Киргизии и Казахстане. Появились малочисленные псевдоказачьи организации с «громкими» названиями и с атаманами с самоприсвоенными высокими чинами. Причем, в Казахстане кризис приобрел более глубокий характер и не разрешен до конца и в настоящее время.

Но не смотря на это, следует отметить основные значимые результаты:

Созданы ансамбль «Казачья песня», и народный хор «Станица». Оба художественных коллектива имеют звания - «Народный». Народные казачьи художественные коллективы являются лауреатами и дипломантами практически всех республиканских и международных фестивалей, смотров и конкурсов. Стало доброй традицией проведение республиканского фестиваля казачьей песни "Любо, братцы, любо" и республиканских праздников казачьей песни

В большинстве станиц работают спортивно-патриотические секции для молодежи, проводятся соревнования по различным видам спорта между станицами, округами, а также между другими организациями.

В станицах работают женсоветы, клубы «Казачка».

Решен вопрос о прохождении срочной военной службы и службе по контракту казаков Киргизии и Казахстана в российских военных базах на территории Киргизии.

В дни очередной киргизской революции 10 апреля 2010г силами казаков, и под руководством казаков была остановлена более 2000-я толпа киргизов, намеревавшаяся захватить посевные поля, а также предотвращена попытка мародерства в станице в селе Ленинское (Станица Молдовановская). 04 августа 2010г. Силами казаков была предотвращена попытка разграбления Православного храма в станице Ново-Покровка.

Имеется охранное предприятие, которое охраняет объекты в Иссык-кульской и Чуйской областей (пансионаты, предприятия)

«Союза казаков Семиречья в Киргизии» - член международной общественной организации «Союз Сибирских, Уральских, Оренбургских, Семиреченских казаков» СКР. В 2010 году принято решение Совета Атаманов «СКС в Киргизии» о сотрудничестве с Международным казачьим центром по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Основная цель - патриотическое, спортивное, культурное воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций Казачества и Веры Православной. Первичная профилактика наркомании среди молодежи. Пропаганда здорового образа жизни на примере казачьей общины.

Деятельность «Союза казаков Семиречья в Киргизии» отмечена наградами Министерства иностранных дел России и «Союза казаков России», результаты работы широко освещаются на страницах республиканских и российских газет, а также республиканским и российским телевидением.

Имеется налаженная через казачьих офицеров связь с казачьими войсками России и Зарубежья.

Казаки принимают участие в воинских парадах посвященных "Дню Победы".

Атаманы и делегаты организаций Семиреченских казаков принимают активное участие в работе всех международных форумах и конференциях

Регулярно выпускаются казачьи календари "Казаки за мир и стабильность" и казачьи буклеты "Союз казаков Семиречья в Киргизии".

Наряду с двумя имевшимися в Киргизии казачьими православными храмами, казаки СКС в Киргизии всем миром в 2009 году построили и освятили третий православный храм в станице Молдавановской (с. Ленинское).

Все казачьи чины подтверждены приказами по «Союзу казаков России» с правом ношения национальной одежды с установленными знаками различия.

«Союз казаков Семиречья в Киргизии» поддерживает тесную связь со всеми национальными центрами, проживающими в Киргизской Республике, войсковой атаман является членом Координационного совета соотечественников.

Войсковой атаман Семиреченского казачьего войска является членом координационного совета Международной конференции казаков России и зарубежья.

Объединение Семиреченского казачества всегда было одной из главных забот Семиреченских казаков. Поэтому по инициативе казачьего полковника Пестова И.И., казачьего полковника Белякова Г.Ф., казачьего полковника Иванникова Н.И. и атамана «Союза казаков Семиречья в Киргизии» Баженова Г.И. 07 мая 2011 года в Бишкеке состоялось совместное правление Атаманов и Атаманских Правлений казачьих общин Киргизии и Южного Казахстана, то есть представителей казачества, проживающего на исторической территории Семиреченского казачьего войска. На этом совете была провозглашена необходимость объединения, и взят курс на воссоздание СмКВ в его исторических границах. Разработан и принят Устав СмКВ как международного объединения юридических лиц. Поданы документы на регистрацию в Министерство Юстиции Киргизии. Процедура регистрации затянулась более чем на 12 месяцев. Все время находились какие-либо бюрократические зацепки, чтобы в очередной раз отказать в юридической регистрации. Вновь и вновь подаваемые документы рассматриваются в максимально допустимые по Закону сроки.

И вот 17 августа 2012 года Министерством Юстиции Кыргызской Республики было зарегистрировано новое юридическое лицо: «Международное объединение юридических лиц (ОЮЛ) – ассоциация «Семиреченское казачье войско» (СмКВ)», учредителями, которого стали организации:

1. ОО «Союз казаков Семиречья в Киргизии» (Киргизская Республика) СКР.

2. Общественный фонд ЦКСК «Центр культуры Семиреченских казаков» (Республика Казахстан) СКР.

3. ЧФ ФРСиК «Фонд Российских соотечественников и казачества» (Республика Казахстан) СКР.

Это не только юридическое оформление процесса объединения, но и возвращение Семиреченскому казачеству его исторического наименования. Многие казачьи организации Семиреков, не вошедшие в состав Учредителей, уже высказали намерение о вступлении в новую организацию, ибо это желание и требование казаков и сейчас в Семиреченском казачьем войске состоят шесть организаций:

1. ОО «Союз казаков Семиречья в Киргизии» (Киргизская Республика).

2. Общественный фонд ЦКСК «Центр культуры Семиреченских казаков» (Республика Казахстан).

3. ЧФ ФРСиК «Фонд Российских соотечественников и казачества» (Республика Казахстан).

4. ОО «Казачество Семиречья» (Киргизская Республика).

5. ОО «Землячество Семиреченских казаков» (Российская Федерация, Ставропольский край).

6. КНС «Казачий Народный Союз» (Калифорния, США).

Изначально СмКВ было есть и будет составной частью и структурным подразделением «Союза казаков России».

В настоящее время создан и работает сайт: «Семиреченское казачье войско», на котором можно узнать всю базовую и текущую информацию.

И в завершении своего выступления на этом историческом круге, хочу пожелать казакам выбрать достойного атамана.

Слава России, слава казачеству!

С нами Бог и атаман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий