Страницы

четверг, 26 декабря 2013 г.

Казачьему роду нет переводу

Фото автора.
Семиреченское казачье войско (СКВ), основанное правительством Александра II (Освободителя) в июне 1867 года для охраны границы с западным Китаем (после присоединения к России Казахстана и Киргизии в начале 60-х годов XIX века), было ликвидировано в июне 1918-го. Но, как говорится, казачьему роду нет переводу. Доказательством служит сам факт того, что в Центрально-Азиатском регионе существует не менее десяти обществ Семиреченского казачества. Есть они и в Киргизии. Какие цели ставят перед собой потомки семиреченских казаков, рассказал в беседе с «Красной звездой» руководитель представительства Общества дружбы и сотрудничества с Киргизией, Российской ассоциации международного сотрудничества, координатор программ Общества дружбы и сотрудничества Киргизии и России, советник Общественного объединения «Казачество Семиречья» войсковой старшина Владимир ГАТЧЕНКО.
- Владимир Андреевич, сколько всего казачьих организаций зарегистрировано министерством юстиции Киргизской Республики?
- На сегодняшний день таких организаций три. 
- Что они собой представляют?
- Для того чтобы дать более или менее чёткую характеристику этим организациям, как, впрочем, и всему процессу возрождения казачьих обществ в Киргизии, я позволю себе напомнить, что зона ответственности Семиреченского казачьего войска полностью совпадала с огромной территорией Семиреченской области, образованной в 1867 году. В настоящее время это территории юго-западной части Семипалатинской, юго-восточной части Джамбульской и Алма-Атинской областей Республики Казахстан, а также Иссык-Кульской, Нарынской и Чуйской областей на севере Киргизской Республики. Здесь и располагались казачьи поселения (станицы и выселки). Поскольку поселения Семиреченского казачьего войска в Киргизии были сконцентрированы в основном в её северной части, то вокруг них и группировалась основная масса сёл и деревень русских переселенцев. Потом были Октябрьская революция, Гражданская война, уничтожение казачества как сословия, коллективизация, сталинские репрессии, Вторая мировая. 
После развала СССР из-за закрытия в Киргизии большинства промышленных предприятий до 80 процентов русскоязычного населения покинуло республику. Но и сейчас на её промышленном севере традиционно проживает основная масса наших соотечественников, не имеющих возможностей выехать на ПМЖ на свою историческую Родину. Согласно переписи населения 2009-го года из 5 млн. 362 тыс. 790 жителей КР русских насчитывается 419 тыс. человек (7,82 процента). Но при этом они составляют 20 процентов населения Чуйской области и 23 процента населения г. Бишкека. Поэтому возрождённые казачьи общества - «Союз казаков Семиречья в Киргизии» (войсковой атаман Геннадий Баженов), «Казачество Семиречья» (избранный в 2011 году войсковой атаман Александр Зуев) и «Чуйское казачество» (войсковой атаман Александр Работа) - полностью состоят из казаков станиц и членов их семей, проживающих в Чуйской области. Например, «Казачество Семиречья» объединяет 9 станиц. Всего же в этих трёх казачьих обществах состоит более 500, как говорят казаки, сабель (то есть без учёта членов казацких семей, которые тоже являются членами обществ). Каждая организация имеет свой устав, стремится к восстановлению традиций Семиреченского казачьего войска.

С 28 по 30 сентября в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в Новочеркасске пройдёт IV Всемирный конгресс казаков. В нём примут участие около 600 казаков из 50 стран и 50 субъектов РФ. В рамках конгресса будут проходить важные для казачества встречи, политические, спортивные и культурные мероприятия. Это пленарные заседания, «круглые столы» по актуальным темам, касающимся перспектив развития казачества, укрепления сотрудничества казачьих обществ ближнего и дальнего зарубежья, восстановления связей с потомками казаков, проживающих в дальнем зарубежье. Во Всемирном конгрессе будут участвовать и представители Семиреченского казачьего войска.




- Как складываются взаимоотношения между этими тремя казачьими организациями в Киргизии?
- До Соглашения, достигнутого 3 мая 2011 года между «Казачеством Семиречья», «Союзом казаков Семиречья» и «Чуйским казачеством», взаимоотношения между этими организациями складывались далеко не просто. У каждого атамана было своё видение возрождения казачества. В Соглашении, подписанном атаманами и священниками РПЦ, заложена как основа, консолидация казачества Семиречья на территории Киргизии. Согласно этому документу создан координационный совет казачьих организаций, в который вошли глава отдела по взаимодействию с казачеством в Киргизии от Русской православной церкви иерей Александр Атаманов (председатель координационного совета), другие священнослужители, а также атаманы вышеназванных казачьих обществ и товарищи этих атаманов. Правда, на пути к консолидации казачества пока встречаются «ухабы», так сказать, внутреннего свойства, которые будут преодолены самими членами казачьих организаций.
- В чём суть этих «ухабов»?
- Прежде всего в том, что пока не все чины казачьих организаций чётко себе представляют основы казачества, что есть казак и что ему должно быть любо.
- Давайте же ещё раз скажем об этом во всеуслышание.
- Извольте. Казак - это прежде всего защитник Отечества и Православной церкви. Мы на кругах и на всех сходах декларируем, что казак без церкви - не казак, что члены казачьего общества должны не только на словах, но и на деле исполнять заповеди Божии. Однако истинно верующих среди казаков и членов их семей осталось не так много. И этому есть объяснение: потомки казаков семь десятков лет жили в антирелигиозном государстве, в связи с чем не были воспитаны в православном духе и утратили связь с церковью. Пассивное отношение некоторых членов казачьего общества к вере православной весьма заметно во время участия в богослужениях в храмах, на что обращал внимание архиерей Бишкекской и Киргизской епархии РПЦ епископ Феодосий. Но есть и подвижки. Казаки охотно участвуют в строительстве и ремонте православных храмов на территории Киргизии, охраняют церкви и дежурят там во время священных праздников.
Сегодня большинство людей вступают в казачьи общества не по убеждению, а по иным мотивам, например ища защиты на случай массовых волнений, которые имели место во время произошедших революций в Киргизии сначала в 2005-м, а затем в 2010 годах. 
Важнейшим условием крепости казачества является единство казаков, когда войсковые интересы превыше интересов личных. И в этом плане имеется ещё немало упущений в воспитании личности нижних казачьих чинов, которые предстоит преодолевать не один месяц. Есть и другие моменты, так сказать, объективные, не позволяющие в более короткие сроки достичь необходимого становления казачества, - это слабая обеспеченность финансовыми средствами. Ведь большинство членов организаций казаков, на взносы которых существуют организации, - малообеспеченные рабочие и служащие, среди которых мал процент людей, живущих своим хозяйством или имеющих доходное дело. Кроме того, в казаки начали вступать и представители иных верований и национальностей, например татары, уйгуры, корейцы. Мы решили принимать их в свои ряды, но просим при этом одного - уважения к православной вере.
- И несмотря на существующие трудности, в активе у казаков, продолжающих традиции Семиреченского казачьего войска, немало совершённых добрых деяний. Например, заступничество за наших соотечественников, пострадавших во время известных событий на юге республики летом 2010 года.
- Во время тех волнений, когда верховная власть в Киргизии после свержения бывшего президента КР Курманбека Бакиева перешла в ведение временного правительства во главе с Розой Отумбаевой, резко ухудшилась криминогенная обстановка. В июне 2010 года во время киргизско-узбекского противостояния на юге республики значительно активизировались уголовные элементы, от преступных действий которых пострадали и представители русской общины. Среди пострадавших - жительницы населённого пункта Октябрьский в Джал-Абадской области. В одну из них стреляли из ружья, а к другой залезли в 3 часа ночи в дом и потребовали убраться в Россию. Реагирование со стороны местных органов внутренних дел республики на факты этих правонарушений было слабым. Поэтому функция физической защиты наших соотечественников в те дни для казачества приобрела первостепенное значение. Мы лично встречались с губернатором Джал-Абадской области с ходатайством найти и наказать злоумышленников, совершивших разбойное деяние в отношении вышеупомянутых жительниц населённого пункта Октябрьский, и предупредили, что в случае непринятия мер будем вынуждены выставить казачьи кордоны в местах проживания наших соотечественников. 
Настоящую преданность традициям СКВ показали в это непростое время члены организации «Казачество Семиречья», которые участвовали в создании кордона на одном из участков киргизско-узбекской границы. Кроме того, члены казачьих организаций в дни волнений лета 2010 года совместно с представителями органов МВД республики осуществляли патрулирование улиц г. Бишкека, других населённых пунктов Чуйской области с целью защиты правопорядка, жизни и имущества граждан. 
- Российская авиационная база, которая дислоцируется с 2003 года в Киргизии, а конкретно в г. Канте, стала местом притяжения для казачества? 
- Да. Сюда мы идём в дни выборов и в Дни воинской славы, чтобы возложить венки к мемориалу славы в военном городке, принять участие в праздничном концерте, в спортивных соревнованиях или проголосовать на избирательном участке воинской части. Кроме того, общество «Союз казаков Семиречья Киргизии» (войсковой атаман Геннадий Баженов) связывают с российской авиационной базой и деловые партнёрские связи. Так, с переходом этой воинской части к аутсорсингу (с целью освобождения российских военнослужащих от выполнения несвойственных им хозяйственных работ) достигнута договорённость с командованием АБ, что часть функций по тыловому обеспечению авиационной базы (например, по поставке свежих продуктов питания с казачьих хозяйств) будет исполнять данное казачье общество. Кроме того, мы вышли на командование российской авиационной базы с инициативой решить вопрос о призыве на срочную военную службу в качестве молодого пополнения для этой базы наших сыновей и внуков, достигших призывного возраста и принявших российское гражданство. Если вопрос будет решён положительно, то свершится мечта многих молодых казаков, проживающих в Киргизии, - верой и правдой служить России-матушке в её Вооружённых Силах. 
Ведь в отличие от членов реестровых российских казачьих обществ, на которых в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года возлагается несение государственной (военной, правоохранительной, гражданской) и иной службы, наши казаки не являются реестровыми. На них не распространяются российские законы о казачестве и те права, какие существуют в Российской Федерации для реестровых казачьих обществ. Ведь Киргизия - суверенное государство, у неё имеется своё законодательство, которое сильно отличается от российского. 
И, тем не менее казаки Семиречья, проживающие вдали от России, считают себя неотъемлемой частью российского казачества. Наши организации поддерживают крепкие связи с Союзом казаков России и Союзом казачьих войск России и зарубежья. В сентябре нынешнего года делегация казачества Семиречья от Киргизии обязательно примет участие в 4-м Всемирном конгрессе казаков, который состоится в столице Всевеликого казачества донского - г. Новочеркасске и - г. Азове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий